Ссылки для упрощенного доступа

"Джуканович будет ждать - того момента, когда без своего гимна Черногория определенно не обойдется..."


Тему ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге и черногорский политолог, обозреватель Службы южнославянских языков Радио Свободная Европа Срджан Кусовац.

Ведущий итогового информационного часа Дмитрий Волчек:

Ни одной политической партии не удалось добиться решительного успеха на внеочередных парламентских выборах в Черногории, состоявшихся в минувшее воскресенье. Будущее Югославской федерации остается неопределенной. Над темой в Праге работал мой коллега Андрей Шарый:

Андрей Шарый:

Черногория переживает пору национального романтизма. В исторической столице страны - городке Цетинье, когда-то - метрополии династии Петровичей-Ньегошей, особой популярностью пользуется кафе "Перпер". Так в начале века называлась валюта независимого черногорского королевства. Владелец кафе, Бобо Богданович, пользуется в округе славой "жестокого", как говорят югославяне, патриота: за независимость готов бороться хоть с кем, хоть сколько, хоть до смерти. К Бобо, который лет пять-шесть назад грозился сформировать свою народную армию, да так и не собрался, на огонек водят иностранных журналистов, особенно из тех, кто в Черногорию приехал впервые. Бобо охотно угощает гостей кофе и предлагает им послушать патриотическую музыку. Например, композиции рок-группы под названием "Перпер".

Патриотические песни Черногория распевала всю ночь с воскресенья на понедельник. Хотя внеочередные выборы в парламент не принесли чистой победы ни сторонникам независимости республики, ни тем, кто выступает за сохранение югославской федерации, успех праздновали все. Слово нашему корреспонденту в Югославии Айе Куге:

Айя Куге:

Всю прошлую ночь Черногория не спала, а группы сторонников ведущих партий даже праздновали каждая свою победу, не имея доказательств успеха. Любопытно, что близкое к руководству Черногории государственное телевидение тем временем не занималось результатами выборов, а транслировало музыку. Только в понедельник к утру стало ясно, что ни одна из партий не будет иметь абсолютного большинства в парламенте. Аналитики считают, что черногорское общество серьезно расколото на две непримиримые группировки - сторонников независимости и тех, кто поддерживает сохранение Югославии. Ни один из двух главных, ясно противостоящих друг другу блоков не добился убедительной победы. Коалиция под названием "Победа Черногории", которую возглавляет президент Мило Джуканович, опережает своих соперников из коалиции "За Югославию" лишь на полтора процента голосов. Джуканович не сможет самостоятельно сформировать правительство. Его блок партий получил, вероятно, 35 из 77 депутатских мандатов в Скупщине, и он намерен вступить в союз с самыми жесткими сторонниками независимой Черногории - либералами, получившими 6 мандатов, и с двумя албанскими партиями, которым достались 3 депутатских места.

Наблюдатели результаты выборов считают неожиданными, потому что предвыборные прогнозы указывали на большую поддержку гражданами тех политиков, которые выступают за самостоятельную Черногорию. В ходе избирательной кампании коалиция, возглавляемая Джукановичем, выглядела очень самоуверенно. Белградские аналитики уверены, что неубедительная победа Мило Джукановича на самом деле является его поражением, которое ставит под вопрос возможность проведения намеченного референдума о государственном суверенитете Черногории. Однако, Джуканович уже сообщил, что он будет продолжать путь к независимой Черногории. Но лидер коалиции "За Югославию" Предраг Булатович заявил, что впервые после долгого времени окрепли проюгославские силы, и поэтому проведение референдума не является реальным. Его мнение разделяют и многие сербские политики. В Белграде надеются, что то соотношение политических сил Черногории, которое проявилось на выборах, поможет сохранить Югославию, найти компромисс по вопросу: как перестроить общее государство на принципах демократии и равноправия?

Если простые сербы до выборов в Черногории не скрывали своего огорчения и обиды по поводу желания черногорских братьев выйти из состава Югославии, то теперь большинство из них не скрывает своего злорадства. Однако, надо отметить, что несмотря на важность черногорских выборов для судьбы федерации, для людей в Белграде они не входят даже в ряд первых трех важнейших тем. Сербия минувшую ночь спала спокойно.

Андрей Шарый:

В прошлом году в Подгорице мы с Айей Куге встречались, помимо других черногорских знаменитостей, с композитором и певцом Божо Ковачевичем, посвятившим свое творчество идее самобытности и независимости республики. "Вы не хотите написать гимн Черногории?" - "Хочу, - серьезно ответил Ковачевич, - Это было бы для меня огромной честью. Но время пока не пришло". Руководство Черногории рассчитывало, что результаты вчерашних выборов убедительно продемонстрируют: пришла пора сочинять главную государственную песню. Но это занятие придется отложить. Говорит черногорский политолог, обозреватель службы южнославянских языков Радио Свободная Европа Срджан Кусовац:

Срджан Кусовац:

У кого больше оснований для того, чтобы праздновать победу? Думаю, что это пиррова победа для Мило Джукановича, но и у просербского блока нет особых причин для веселья. Комментарии из Белграда сейчас сводятся только к одному: идее черногорской независимости настал конец, хотя Джуканович и его сторонники получили в целом больше 50 процентов голосов. Другое дело, что у партий Джукановича в парламенте нет большинства в две трети голосов, что позволило бы принять закон о референдуме. Из этого в Сербии делают вывод, что Черногория вынуждена будет теперь изменить стратегию и внимательнее прислушаться к тому, что говорит Белград. Не думаю, чтобы это было так. Действительно, итоги голосования не соответствуют ожиданиям Джукановича. Однако, и сторонники Югославии на этих выборах получили меньшую поддержку, чем на выборах 1998-го года. Ни у кого, повторяю, нет причин праздновать победу.

Андрей Шарый:

Воскресные выборы, действительно, не решили ни одну из стоящих перед республикой проблем. Они подтвердили: черногорское общество по-прежнему серьезно расколото в своих политических симпатиях. Этот раскол обозначен даже на географических картах: пограничные с Сербией районы Черногории тяготеют к Белграду, внутренние районы крошечной республики, так называемая Стара Црна Гора, и прибрежные районы определенно высказываются за независимость.

Срджан Кусовац:

Эти выборы по сути своей являлись соревнованием между Джукановичем и Коштуницей, между Белградом и Подгорицей. Проведение выборов во многом вызвано логикой развития событий в Сербии, а не в самой Черногории. Это не случайно: Черногория с населением в 600-700 тысяч человек слишком мала, чтобы не испытывать решающего политического влияния из-за границы. Так было всегда в ее истории, которую можно назвать отблеском сербской истории. Джуканович пришел к власти в Подгорице на волне демонстраций против Милошевича в Белграде. Нынешние выборы в Черногории - последствие недавних политических перемен в Белграде. Черногорский президент вряд ли изменит свою политику по отношению к Сербии, потому что он никогда не выдвигал лозунг "Независимость - завтра, немедленно, сейчас, любой ценой". Для него движение к государственной самостоятельности - долгий процесс, и, думаю, Джукановичу хватит политического опыта, мудрости и энергии для того, чтобы верно оценить ситуацию и не торопиться. Единственный практический результат выборов в том, что стало ясно: референдум о государственном статусе Черногории будет отложен, даже если новое правительство примет формальное решение о его проведении. Но, думаю, обретение Черногорией независимости - процесс, который уже не удастся остановить.

Андрей Шарый:

Белграду и Подгорице в любом случае предстоит продолжить трудные переговоры о переустройстве двусторонних отношений - вне зависимости от того, сохранится ли югославская федерация. Фактически Черногория уже независима - своя таможенная и пограничная службы, отдельная от Сербии финансовая система, своя полиция и свои, пока экономические, представительства за рубежом. Осталось добиться вывода с территории республики подразделений югославской армии да убедить мировое сообщество в том, что Черногория имеет право на членство в ООН и других международных организациях. Однако, пока армия остается в гарнизонах, а мировые столицы - что Вашингтон, что Брюссель, что Москва - не торопятся поддерживать требования Подгорицы. Намерение Мило Джукановича уже нынешним летом провести референдум о государственном статусе республики, скорее всего, намерением и останется: в парламенте у его сторонников не наберется двух третей голосов для принятия соответствующего закона. И Джуканович будет ждать - того момента, когда без своего гимна Черногория определенно не обойдется.

XS
SM
MD
LG