Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация в Македонии - отложены матчи чемпионата республики по футболу


Андрей Шарый, Москва:

В среду в Македонии были перенесены на неопределенный срок семь матчей чемпионата республики по футболу. Страна столь мала, а ситуация в ней столь напряжена, что власти не без оснований полагают: опасность грозит не только деревушке Танушевцы, что расположена в километрах в 25 к северу от Скопье, но и всей двухмиллионной республике, четверть населения которой составляют албанцы. Отношения между славянами и албанцами веками складывались здесь непросто, но до сих пор позволяли им играть в футбол за одни и те же команды.

У Македонии и граждан Македонии - в общем, нелегкая историческая судьба. Соседи, говоря откровенно, считают эту страну нелогичным государственным образованием, хотя это убеждение политики прячут за дипломатичными фразами. В Болгарии многие считают, что не существует македонского языка, а существует лишь диалект болгарского. Греция до сих пор не признает названия соседней республики, настаивая на том, что оно принадлежит только ее, греческой провинции Эпирская Македония. Сербия, под сильным влиянием которой Македония находилась весь двадцатый век, в коммунистические времена сделала все, что могла, чтобы сербизировать местное население и, скажем, отказать ему в праве иметь национальную, автокефальную православную церковь. Албанцы десятилетиями глухо сопротивлялись действительно имевшему место славянскому засилью, и когда республика, чудом уберегшаяся от войны, в 1992-м году провозгласила независимость, потребовали преобразования унитарного государства в федеративное. Этого не случилось, пролилась кровь, но народы и политики остановились на краю пропасти. Хотя партийная жизнь в республике до сих пор организована по национальному, а не по гражданскому принципу, у двух крупнейших славянских партий есть албанские партнеры. Последняя победа албанцев в борьбе за свои права - открытие частного университета в городе Тетово с преподаванием на албанском языке, который частично будет финансироваться западными гуманитарными организациями.

Все это я рассказываю для того, чтобы пояснить: национальный мир в Македонии и вокруг Македонии хрупок как яичная скорлупа. Усилий двух сотен непримиримых албанских бойцов, две недели назад оккупировавших Танушевцы, может оказаться достаточно для того, чтобы и здесь началась война, дикий передел денег, влияния и власти. Поскольку у журналистов пока нет доступа к Танушевцам, неизвестно точно, кого именно албанские боевики представляют. Это, впрочем, не очень важно.

Многие эксперты считают: ключевая политическая фигура в Македонии - не президент, не премьер-министр и не спикер парламента, а лидер входящей в правящую коалицию Демократической партии албанцев Арбен Джафери. Это - умный, хитрый, верный идее албанского возрождения, но, безусловно, способный адекватно воспринимать реальность политик, стараниями которого во многом и удерживался в Македонии мирный баланс сил. Благодаря Джафери, например, во время сербско-албанской войны в Косово местные албанцы десятками, но, по крайней мере, не сотнями и не тысячами записывались добровольцами в партизанскую армию. Джафери, конечно, действует не без пользы для самого себя - его клан на северо-западе Македонии, где компактно проживают албанцы, все более и более богат и влиятелен. Это и не устраивает как противников Джафери из числа местных албанских предводителей, так и вождей албанской герильи в соседнем Косово. Война дает им возможность легких и быстрых денег - торговли оружием и наркотиками или грабежей, например.

Македонская армия неважно обучена и слаба, но, по всей вероятности, без посторонней помощи все же сможет справиться с бандитами в Танушевцах, если границу с сербской стороны, со стороны Прешевской долины, кто-нибудь надежно перекроет и не даст боевикам беспрепятственно уйти в горы и леса. Решение руководства НАТО допустить в эту зону подразделения югославской армии, таким образом, вполне может привести к завершению затянувшейся битвы, потери в которой, по счастью, еще не слишком велики. Но Танушевцы - всего лишь одна из десятков пограничных деревень на стокилометровой государственной границе, разделяющей косовских и прешевских албанцев от албанцев из Македонии.

Совсем неподалеку от злосчастной деревни Танушевцы расположено село под названием Брест. Пока в Македонии это название никаких тревожных ассоциаций не вызывает.

XS
SM
MD
LG