Ссылки для упрощенного доступа

Государственная Дума приступила к рассмотрению законопроекта о борьбе с отмыванием денег


Ведущий итогового информационного часа Андрей Шароградский:

Государственная Дума приступила-таки в среду к рассмотрению законопроекта о борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем. На заседании Нижней палаты Российского парламента побывал наш корреспондент Иван Трефилов:

Иван Трефилов:

В среду депутаты Государственной Думы попытались приблизить свою страну к цивилизованным государствам мира, имеющим весьма надежные и проверенные средства для борьбы с преступными доходами. Россия же в этом вопросе отстает значительно. Она до сих пор входит в число стран, которые мировое сообщество обвиняет в нежелании бороться с "грязными" капиталами. Теперь, с принятием нового закона, все как будто бы должно измениться. Депутаты постановили, что все сделки с денежными средствами на сумму 600 и более тысяч рублей подлежат обязательному контролю. Закон вводит весьма обширный перечень подозрительных признаков, при наличии которых сведения об операциях с капиталами должны передаваться в государственные органы. Определен также и список организаций, которые эти сведения обязаны властям сообщать. Это - банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой и телеграфной связи, и даже ломбарды. В целом депутаты оценивают закон как весьма прогрессивный. Так, в результате весьма продолжительных споров с правительством им удалось исключить из закона налоговые и таможенные правонарушения. Об этом председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям Александр Шохин:

Александр Шохин:

Позиции комитета связаны с тем, что совершенно другое экономическое содержание у налоговых преступлений, в отличие от тех криминальных денег, которые попадают в нашу экономику. Если главная задача и законодателей, и правоохранительных органов применительно к криминальным деньгам - не допустить их в легальную экономическую и банковско-финансовую систему с тем, чтобы такое попадание не стимулировало рост криминальной экономики, то применительно к налоговым правонарушениям главная задача состоит совсем в другом: добиться того, чтобы они были легализованы через уплату более мягких налогов. Элемент, по сути дела, экономической амнистии уже реализован в ставке налогообложения доходов с физических лиц, которые снижены до 13 процентов, сейчас будет реализовываться похожие меры применительно к возврату валютной выручки, которая по решению президента снижается с 75 до 50 процентов. И уже даже эти обстоятельства позволяют говорить, что совсем другие технологии используем мы - законодатели, президент, правительство, для того, чтобы легализовать доходы, связанные с налоговыми валютными правонарушениями. В этой связи мы, реализуя эту установку, в первом чтении еще договорились о том, что из понятия "легализация доходов, полученных преступным путем" мы исключаем преступления, которые квалифицируются четырьмя статьями Уголовного кодекса. А именно: 193-я статья - "невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте"; 194-я статья - "уклонение от уплаты таможенных платежей"; 198-я статья -"уклонение гражданина от уплаты налогов"; и 199-я статья - "уклонение от уплаты налогов с организаций".

Иван Трефилов:

Между тем, до совершенства закон парламентарии так и не довели. Планируется, что собирать всю информацию о подозрительных сделках должен специальный уполномоченный орган, который в будущем должен определить президент. Александр Шохин признает, что его функции будут весьма ограниченными, и никаких решений он принимать не сможет. Этим, как и прежде, займутся правоохранительные органы. Есть и более существенные претензии к принятому закону, среди его противников - рыночные реформаторы из СПС. Они считают, что с помощью такого документа власть получит полный контроль над бизнесом в стране. Так, один из лидеров правых - Егор Гайдар - полагает, что после вступления закона в силу понятие "банковская тайна" просто перестанет существовать.

XS
SM
MD
LG