Ссылки для упрощенного доступа

Экология Чечни - территория республики становится непригодной для проживания


Олег Кусов, Москва:

Две полномасштабные войны превратили Чечню в территорию, непригодную для проживания. По данным специалистов, природе этого горного края потребуется, по крайней мере, 50 лет, чтобы преодолеть катастрофические последствия. Но произойти это может только в случае скорого прекращения боевых действий. Поскольку конца боевых действий пока не видно, говорить уже можно о погибшей территории для нескольких поколений. Рассказывает сотрудник чеченского представительства при президенте России профессор Эди Исаев:

Эди Исаев:

Врачи зафиксировали: есть дети-уроды. Без рук, без... с двумя головами рождаются, это только в сказке говорят, а у нас есть примеры. В Курчалоевском районе, в Грозненско-сельском районе, в Гудермесском районе - такие факты есть, одним словом - уроды.

Олег Кусов:

Специалисты считают, что восстанавливать сегодня Чечню бессмысленно - на этой земле еще можно вести боевые действия, но жить нельзя. Дымят бесчисленные нефтяные скважины, реки залиты отходами кустарной нефтепереработки, незахороненные отходы вредных производств окружают города и селения. Медики констатируют резкий рост онкологических, кожных и легочных заболеваний среди чеченцев. Точными данными никто в Чечне нее располагает. Есть предположение, что проведение медицинских исследований в Чечне сегодня не в интересах российских властей - картина может получиться удручающая. Медики не скрывают, что если от боевых действий резко не перейти к экстренным лечебным мерам, то численность чеченцев будет сокращаться такими же темпами, как и во время войны. Недавно в Чечне создали ведомство по охране природы. Но на его содержание выделили ровно столько, сколько требуется работникам на зарплату. Чеченские экологи не в состоянии даже провести необходимые замеры. Но люди и без экологов знают, что сегодня в Чечне воду нельзя пить, отравленную скотину нельзя резать, загубленный воздух вызывает легочные заболевания. Чеченский быт во все времена был построен на натуральном хозяйстве. К экологической дисциплине горцев приучали с малых лет. Чеченский горец трепетно относился к каждому дереву. Традиции, например, запрещали чеченцам входить в лес с топором в руках - этот предмет следовало прятать под одежду. Чеченцы думали, что, поступая иначе, они настраивают против себя природу. Традиции чеченцев, как видно, в ходе двух войн растоптаны. Сегодня по их природе удары наносятся далеко не топорами.

Эди Исаев:

Кроме атомной бомбы все запрещенные виды оружия, еще запрещенные во время вьетнамской войны - все это оружие применялось в Чечне. И сегодня обстреливаются горные массивы, горные источники. Чечня в мире занимает первое место по количеству источников... Полностью разрушены заводы, фабрики химические, которые перерабатывали около 18 миллионов тонн нефти. Куда все это ушло? В недра, в воздух, в леса и почву... Вокруг Грозного сегодня горят 11 скважин, нефтяных, более 1800 сгорает кубических метров газа. Все это идет в организм человека. Пишут - 30-35 процентов леса в горных районах - сосна. Ель, бук прекрасные - уничтожены, они же являются богатством не только чеченского народа, но и всей нашей страны. Почвенный покров - заражен от химического оружия, заражены водные источники. 50 процентов родников прекратили свое существование в республике. Более 120 тысяч гектаров пашни сегодня заминированы. Это огромное количество мин. Когда шли посевные работы в этом году и прошлом году - многие комбайнеры и трактористы погибли на минных полях - минных карт мы не имеем сегодня. Боевики, когда ставили мины - не оставляли карты, военные не оставляли карт, а погибает то кто? Все люди...

Олег Кусов:

Средства на борьбу с экологической катастрофой в Чечню не выделяются. Продолжается финансирование боевых действий в Чечне, что означает новые разрушительные удары по природе. И в решении этой проблемы гражданские власти Чечни полностью зависят от военных, чеченской администрации позволено лишь констатировать факты:

Эди Исаев:

Ильясов, Кадыров - они неоднократно говорят: уважаемые военные, но зачем вы применяете дальнобойные орудия, когда сейчас нету массовых военных действий, нет больших группировок, как вы сами заявляете, военных - зачем вы каждый день обстреливаете горы, почему бомбите лесные массивы? Вот я недавно вернулся из Серноводска. Самашкинский лес - прекраснейший участок, добывают там специально родниковую воду для города Грозного. А с Сунженского хребта ежедневно ежевечерне ведется дальнобойный обстрел этого лесного массива. Мол, "боевиков мы там вытесняем" - да нет там ни одного боевика, в лесу там делать боевикам нечего. Потому что кругом находятся федеральные посты, они не пройдут ни ночью, ни днем. Они уничтожают лесные массивы, чтобы им было легко: "а, обстреляли лес, никого нету - лес уничтожен. А что после - когда мы уйдем в свои казармы, когда мы закончим свои контрактные заработанные деньги..." Ну где же совесть? Вы не только уничтожили народ мирный, но вы уничтожили всех животных, все леса, все водные источники - вот за это, конечно, должны ответить. Господин Ильясов, господин Кадыров заявляют: пока в Чечне не будет единовластия во главе с назначенным президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Ахмадом Кадыровым, в республике в ближайшее время порядка не будет.

Олег Кусов:

Вполне понятно, что кризис в Чечне уже давно вышел за рамки борьбы с терроризмом. Проблема стала шире, и она затрагивает новые аспекты. Пользуясь терминологией президента Владимира Путина, можно сказать, что Чечня уже превращена в угрожающий России плацдарм. Но угроза идет экологическая, как следствие двух полномасштабных войн.

XS
SM
MD
LG