Ссылки для упрощенного доступа

Директора ФСБ Николая Патрушева предлагают снять с должности за провалы в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют: ведущий программы "Кавказские хроники" Олег Кусов, корреспонденты Радио Свобода: на Северном Кавказе - Лада Леденева, и в Москве - Михаил Саленков и Никита Татарский, беседовавший с депутатом Государственной Думы Сергеем Юшенковым и членом Совета Федерации Рамазаном Абдулатиповым.

Петр Вайль: Ставропольский краевой суд признал виновными в терроризме и бандитизме троих несовершеннолетних чеченцев, осудив их на различные сроки лишения свободы. В Москве заместитель председателя комитета по безопасности Государственной Думы России Сергей Юшенков предложил освободить директора ФСБ Николая Патрушева от занимаемой должности за крупные просчеты в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Слово Олегу Кусову:

Олег Кусов: Троих несовершеннолетних чеченцев - Джанбека Джамалдинова, Усмана Расаева и Артура Магомадова - обвинили в терроризме, бандитизме, незаконном обороте оружия. Чеченцы признали свою вину частично. Рассказывает наш корреспондент в Ставропольском крае Лада Леденева:

Лада Леденева: В Пятигорске во вторник постоянной сессией Ставропольского краевого суда трое жителей Чечни - Джамбек Джамалдинов, Усман Расаев и Артур Магомадов приговорены к срокам от 5 до 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Их обвиняли по статьям - бандитизм, убийство, незаконное ношение оружия и покушение на представителей власти. Напомним, в ходе допроса подсудимые, которым по 17-18 лет, свою вину признали лишь частично. В судебных прениях гособвинитель, учитывая юный возраст и явку подсудимых с повинной, потребовал для них наказания от 8 до 9 лет и 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Защита попросила для Джамалдинова, Расаева и Магомадова минимальный срок наказания. Как отметили в постоянной сессии Ставропольского краевого суда, учитывая возраст подсудимых, суд приговорил старшего группы Усмана Расаева к 8 годам лишения свободы, Артуру Магомадову определен семилетний срок, Джамбека Джамалдинова, которому на момент совершения преступления исполнилось 16, суд приговорил к 5 годам лишения свободы. Согласно материалам уголовного дела, подсудимые входили в состав группировки, организованной чеченским полевым командиром Арби Бараевым, и подчинялись непосредственно старшему подгруппы Казбеку Заурбекову. Им инкриминировались убийства двух женщин-чеченок в 2001-м году, якобы оказывавших бойцам федеральных сил интимные услуги, и молодого человека, сотрудничавшего с федеральной властью, информируя ее представителей о преступных действиях и планах группировки. А в июле минувшего года Магомадов, Расаев и Джамалдинов по данным следствия совершили нападение на автомашину с сотрудниками ГИБДД МВД Чечни. В результате обстрела автомашины были ранены двое из находившихся в ней 4 милиционеров и случайно проезжавший мимо на личной автомашине гражданин.

Олег Кусов: Вся тяжесть контртеррористической операции в Чечне легла на плечи мирных жителей, сотрудников чеченской милиции и военнослужащих срочной службы. Им часто и приходится отвечать по закону, но осудить командира полка за зверское убийство чеченки довольно сложно. В то же время, политики и военачальники принимают решения и отдают преступные приказы безнаказанно. По всей видимости, властям гораздо легче признать террористами и бандитами детей, которые выросли в полной изоляции от внешнего мира и по вине тех же политиков кроме оружия в жизни ничего не видели. Пожалуй, впервые за время войны в Чечне в Госдуме был поднят вопрос о персональной ответственности руководителя ФСБ России. Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Сергей Юшенков считает, что за преступления на Северном Кавказе должны отвечать не только рядовые исполнители, но и директор ФСБ. Наш корреспондент Михаил Саленков побеседовал с Сергеем Юшенковым:

Сергей Юшенков: Существует какой-то принцип во всех демократических государствах, что руководитель ведомства, которое допустило серьезные упущения в своей работе, не выполнило свои прямые обязанности, просто подает в отставку, уходит, он берет тем самым на се6я политическую ответственность. И, собственно говоря, этот принцип, в конце концов, должен действовать и в нашей стране. ФСБ не смогла воспользоваться той информацией, которой она располагала о якобы готовящемся теракте, и предупредить соответствующие органы местной власти, другие правоохранительные органы для обеспечения безопасности 9 мая при проведении массовых мероприятий. Ну и так далее, то есть, здесь очень много возникает вопросов. И отправка Патрушева в отставку - это не месть или наказание какое-то за нерадивое исполнение служебных обязанностей - я еще раз подчеркиваю, речь идет о политической ответственности и моральной, если хотите. Руководитель, не сумевший обеспечить эффективную работу своего ведомства, должен уходить в отставку.

Михаил Саленков: Сергей Николаевич, а кого вы видите на посту директора ФСБ?

Сергей Юшенков: Вот это абсолютно все равно, кто станет руководителем ФСБ, я, когда говорю - абсолютно все равно, я имею в виду, что это не главное, главное - чтобы была система, обеспечивающая эффективное выполнение вот целей и задач по обеспечению безопасности и функционированию этой системы, не позволяла бы ни одному высшему руководителю использовать специфику, особенности спецслужб для достижения каких-то корыстных целей. Без средств гражданского контроля создать такую систему абсолютно невозможно.

Михаил Саленков: Насколько улучшит отставка Патрушева работу ФСБ на Северном Кавказе?

Сергей Юшенков: Отставка высшего должностного лица того или иного ведомства за невыполнение функций этого ведомства, на самом деле, повышает ответственность всех должностных лиц и, прежде всего, у преемника. Я уверен, что любой, кто бы ни пришел на место Патрушева, вынужден будет начать свою деятельность с анализа тех ошибок, которые им были допущены.

Михаил Саленков: Каковы главные ошибки в работе ФСБ на Северном Кавказе?

Сергей Юшенков: На мой взгляд, главная ошибка ФСБ заключается в том, что вся эта деятельность осуществляется в не правового поля. Второе - то, что ФСБ и другие правоохранительные органы действуют крайне некомпетентно, непрофессионально, уже сколько лет длится эта так называемая контртеррористическая операция - очень много данных об откровенных злоупотреблениях во имя достижения корыстных целей со стороны, как говорят, "отдельных представителей спецслужб", но уж слишком много этих отдельных представителей, и они довольно создают неприглядную картину того, что на самом деле происходит на Северном Кавказе.

Олег Кусов: Член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов считает, что чиновников, отвечающих за политику на Северном Кавказе, необходимо наказывать за невыполнение своих служебных обязанностей. На пресс-конференции Рамазана Абдулатипова в Москве побывал наш корреспондент Никита Татарский:

Рамазан Абдулатипов: Перегрузка Кавказа военными силами означает накапливание и взбудораживание с той стороны различных экстремистских сил. Им это дает повод каждый день... Силовыми методами не выйти из кавказских конфликтов.

Олег Кусов: Член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов убежден: чем быстрее начнется мирный диалог с жителями Чеченской Республики - тем меньше жертв чеченской войны придется привлекать к судебной ответственности.

XS
SM
MD
LG