Ссылки для упрощенного доступа

В Комсомольском идут бои. Заявления российских генералов показывают, что они чему-то учатся


Программу ведет Савик Шустер. С ним тему обсуждает Андрей Бабицкий. В программе также участвуют корреспонденты Радио Свобода на Северном Кавказе Олег Кусов и Хасин Радуев.

Савик Шустер:

Сотрудники Военной прокуратуры и ВАИ получили приказ о выявлении фактов мародерства на территории Чечни. На прилегающих к ней трассах выявлено уже множество фактов провоза военными награбленных вещей, а также неучтенного оружия и боеприпасов.

Олег Кусов:

Трасса Ростов-Баку, соединяющая Чечню с соседними регионами, в последнее время попала в поле зрения военной прокуратуры и военной автоинспекции. На днях сотрудники ВАИ Северокавказского гарнизона задержали на так называемом Черняевском круге военный "КАМАЗ" с пятью тоннами тротила. Груз доставлялся из Чечни без соответствующих документов. Сотрудники ВАИ посчитали, что имеют дело с ворованной с мест ведения боевых действий взрывчаткой. Груз был арестован и отправлен на склад в аэропорт вблизи североосетинского города Беслан. Военная прокуратура приступила к расследованию. Офицеры заявили, что выполняли приказ начальства - доставляли документально не оформленный тротил без всякого намерения. В соответствии с приказом командующего Западной группировкой Владимира Шаманова досмотру на трассе Баку-Ростов подвергаются все военные автомобили. В поле зрения сотрудников военной прокуратуры и ВАИ она попала на предмет выявления награбленного в чеченских городах и селениях. Представитель ВАИ Северокавказского региона, который не стал называть мне свою фамилию, рассказал, что в большей степени в Чечне мародерством занимаются военнослужащие Внутренних войск МВД России. Военнослужащих Министерства обороны прежде гораздо реже уличали в воровстве, по крайней мере, на блок-посту "Черняевский круг".

"Вчера я отыскал в военном грузовике неучтенный гранатомет "Муха", - рассказывает мой собеседник. - Находился он под трупом российского солдата. Бывало, что трупы российских погибших солдат их сослуживцы используют для провоза награбленного золота и других украшений". Рынки сбыта награбленной в Чечне аппаратуры, драгоценностей, предметов домашнего обихода и даже автомобилей налажены во Владикавказе, Моздоке и Прохладном. Во время боевых действий в Чечне на северокавказских нелегальных рынках оружия значительно упали в цене автоматы, пулеметы, пистолеты и боеприпасы к ним. Подобного добра сегодня в регионе предостаточно. У меня создается впечатление, что в условиях повального грабежа мирного населения некоторые федеральные военные готовы продолжать военные действия в Чечне до последнего украденного гвоздя. К тому же, насколько мне известно, ни одного уголовного дела по факту мародерства на Северном Кавказе заведено еще не было.

У многих чеченских беженцев сегодня не осталось ничего, кроме холодной палатки. Они потеряли дома и имущество. Сегодня в городке беженцев вблизи от ингушской станицы Троицкая некоторые из них рассказали, как это произошло.

Беженец:

Телевизоры забирают, ковры забирают, ничего не спрашивают - война все спишет. Все из дома забирали, несчастный вот фонарик, 10-15 рублей он стоит, вот такие солдаты крали: Машины забирают - есть документы, нет документов, забирают в райотдел, потом назад отдают за деньги... С жителями то же самое делали. При "зачистке" двоих забрали - отпустили за 500 долларов.

Савик Шустер:

Андрей Бабицкий, еще в октябре прошлого года я помню, как нам беженцы говорили в лагере беженцев под Серноводском, что "зачистка" - это будет "зачистка" серебра, "зачистка" кур, посуды, ковров - это будет часть "зачистки". Все оказалось гораздо серьезнее, "зачистка" была, и предвидеть, что в самом деле будет грабить чеченские дома можно было и раньше, то есть не надо было ждать сегодняшнего дня. Скажите, вы были свидетелем таких случаев мародерства?

Андрей Бабицкий:

Вы знаете, что меня поразило: я был готов к тому, что будут выносить какие-то достаточно ценные вещи, но мне показалось удивительным, что "зачистки" идут по второму и третьему разу, и вывозят не только серебро, золото и ковры - то, что представляет какую-то ценность, но нищая Россия ворует у самой себя самые элементарные бытовые предметы - оконные рамы, например, черепицу для крыши, кирпич, кафель. Один человек мне рассказывал, как из его домашней библиотеки взяли какие-то бессмысленные советские издания. Федеральный военнослужащий не успел, правда, вытащить их из квартиры, а просто аккуратной стопочкой на столе. Это такой немного странный грабеж - тащат все - и золотое кольцо с бриллиантом, и носовой платок, который может понадобиться солдату. В одних случаях это можно считать мародерством. В других - использованием тех предметов, которые необходимы в быту - так солдаты и объясняют - нам холодно...

Савик Шустер:

Объясните ситуацию с оружием - это более тревожная ситуация, потому что оружие, которое ввозится из Чечни, потом очень часто стреляет по российским солдатам. Что это за бизнес такой?

Андрей Бабицкий:

Это тоже вполне понятный бизнес. Когда сотрудники МВД или прапорщики каких-то военных частей продают в Москве оружие бандитам, то нас ведь это не удивляет. Точно так же война - это в кратное количество раз умноженные болезни общества,

Савик Шустер:

Конкретный пример: входит российское подразделение в село, проводит "зачистку", находит какое-то оружие, не сдает его, а вывозит за пределы территории Чечни, и там оно продается. Так?

Андрей Бабицкий:

Бывает даже более любопытно: для того, чтобы сдать оружие, чтобы осуществить эту обязательную процедуру, чеченцы покупают оружие у российских военнослужащих и его же и сажают. Как это назвать? Это - просто абсурд, такой хаос войны, который был и в прошлую кампанию.

Савик Шустер:

Вот хаос такого рода, а у села Комсомольское с чисто военной точки зрения ситуация очень непонятная - сегодня, в пятницу, там уже пятый день шел ожесточенный бой. Шли бои на улицах села. Как передают некоторые информационные агентства, сегодня в горах был сбит российский бомбардировщик. Министерство Обороны не подтвердило эту новость, но и не опровергало ее. С подробностями происходящего у селения Комсомольское Хасин Радуев.

Хасин Радуев:

Основные события в Чечне по прежнему развиваются вокруг села Комсомольское. Этот населенный пункт, расположенный в предгорьях, примерно в 13 километрах к юго-востоку от Урус-Мартана, уже пятые сутки подвергается мощным артиллерийским и авиационным ударам. Российским бойцам здесь противостоит группировка чеченских бойцов численностью от 300 до 400 человек, которой командует один из самых известных полевых командиров Руслан Гелаев. Гелаев сам родом из этого села, и, как рассказывают очевидцы, вооруженные чеченцы намеревались пройти через Комсомольское на равнину, попутно пополнив запасы продовольствия и немного передохнув. Есть информация, что после того, как в селе отряд был обнаружен российской разведкой, Гелаев даже вел переговоры, чтобы его подчиненным дали возможность пройти через российские блок-посты. Но это лишь неподтвержденные сведения. Но, как бы то ни было, российские войска окружили Комсомольское и после соответствующей артиллерийской и авиационной подготовки приступили к штурму.

Сегодня ожесточенные перестрелки шли непосредственно на улицах села. Части Внутренних войск и спецназа еще два дня назад заняли северную часть села, и линия фронта проходит по центральным переулкам. Они также контролируют две господствующие высоты и дорогу, ведущую в селение Сурат. Судя по всему, в этом местечке, а также в Аргунском ущелье у Гелаева имеются резервы, и он постоянно поддерживает с ними связь, Местные жители утверждают, что чеченские бойцы говорили, что уходить из села, особенно после того, как оно пострадало от бомбардировок и артобстрелов, они не собираются, так как их цель - джихад и все равно, где сражаться с врагом. Во время контактных боев, которые возникают время от времени, российские войска, которые держат внешнее кольцо окружения. бьют по чеченским позициям из тяжелых минометов. Бойцы Гелаева отвечают из минометов калибром поменьше. Кроме того, чеченцы грамотно выстроили оборону, и снайперы и пулеметчики держат под прицелом почти все улицы. Возможно, действия чеченцев в Комсомольском имеют целью отвлечь внимание российских генералов от своих формирований в горах, которым необходима некоторая передышка, и которые сейчас укрепляются на господствующих высотах, юго-восточнее населенного пункта Сельментаузен и у селения Улус-Керт. Во всяком случае, чеченские источники утверждают, что непосредственных боевых столкновений в этих районах не было, хотя авиация продолжает бомбить места, где могут находиться чеченские формирования. По сообщениям чеченской стороны сегодня один из бомбардировщиков был сбит над Аргунским ущельем.

Савик Шустер:

Создается чисто военное впечатление, что сложно предположить, что люди, которые пытаются выбраться в Азербайджан, Грузию или Ингушетию, вдруг ведут пятидневный бой за село Комсомольское, при этом их сотни - 300-400 человек. Картина кажется совсем другая - это серьезный бой, позиционный бой и пока с ними ничего не удается сделать. Потери весомые.

Андрей Бабицкий:

Мне сложно судить о ситуации вокруг села Комсомольское, поскольку я все-таки мой доступ к источникам информации существенно ограничен. Но я в этом селе, которое называется по-чеченски Саади-Хутор, бывал в прошлую чеченскую войну, федеральные подразделения не могли взять его три месяца, но тогда война была другая. Мне представляется, что сейчас, при тех методах, которые использует Объединенная федеральная группировка, все-таки штурмовать его будет гораздо проще, потому что стирается с лица земли населенный пункт за населенным пунктом. Можно предположить, что Гелаеву и остальным сейчас действительно гораздо легче было бы укрыться в Аргунском ущелье, контроль над которым сейчас фактически остается в руках чеченца. То, что большой чеченский отряд оказался на равнине и вступил в бои с федеральными подразделениями вызывает серьезные сомнения. Если бы эти люди прорывались, или пытались куда-то уйти, то им было бы лучше уйти в находящиеся рядом Черные горы, как они называются по-чеченски.

Я усматриваю очевидную ложь в заявлениях российских генералов и, в частности, Трошева, который, указывая на часы, называл конкретный срок - когда он возьмет Комсомольское. Я исхожу из того, что эта война бесконечная, и, так или иначе, как бы не удавалось федеральным подразделением разбить тот или иной чеченский отряд, все равно война будет продолжаться. И попытки власти имитировать окончание боевых действий перед выборами мне представляются абсолютно бессовестными, так как погибают российские военнослужащие и гибнет мирное население.

Савик Шустер:

В контексте этой имитации мы получили сообщение по агентствам о том, что тот же генерал-полковник Трошев, во-первых, сообщил журналистам, что Гелаев тяжело ранен и находится в критическом положении, а также, что о судьбе Хаттаба, Басаева и Масхадова ничего не известно, и, возможно, тела лидеров боевиков могут находиться среди убитых в районе населенных пунктов Сельментаузен и Улус-Керт. Такое заявление мне тоже кажется входит в контекст этой имитации - уже называют имена лидеров. Это можно интерпретировать двояко - либо в самом деле победа вот-вот будет достигнута, и мы в самом деле увидим тела лидеров, либо это та имитация, о которой вы говорите.

Андрей Бабицкий:

Я бы оценил это немного иначе. Это заявление Трошева мне кажется как раз некоторым позитивным сдвигом. Если помните, раньше российские военачальники без зазрения совести объявляли, что они окружили Басаева или Хаттаба и оторвали руку, ногу, вырвали глаз: - сделали все что угодно с какими-то чеченскими командирами. Когда эта информация так или иначе опровергалась, они оказывались в неудобном положении. Теперь Трошев "предполагает". Все-таки он чему-то учится на этой войне: он учится предполагать, а не утверждать. Возможно, мы доживем до того момента, когда и военные вслед за политиками будут "предполагать", что существуют несколько вариантов развития событий, и война все-таки будет иметь свое продолжение, и у Трошева, и других российских генералов хватит мужества это признать.

XS
SM
MD
LG