Ссылки для упрощенного доступа

Покуда в Москве проходил митинг против войны в Чечне, в самой Чечне продолжается беззаконие


Покуда в Москве проходил митинг против войны в Чечне, в самой Чечне продолжается беззаконие. Задержана была журналистка "Новой газеты" Анна Политковская. О ее судьбе я задам вопрос военному обозревателю "Новой газеты" Вячеславу Измайлову.

- Вячеслав, добрый день, что происходит сейчас с Политковской, какие последние сведения?

Вячеслав Измайлов:

Слава Богу, что нам удалось оперативно сработать. Благодаря нашим друзьям в Чечне, мы вовремя узнали о том, что Анна находится, где она находится и вовремя, так сказать, начали работу, чтобы ее как можно быстрее освободили. Сейчас ее вывезли, в 16 часов примерно, из Хатуни, населенного пункта, где она в воинской части находилась, вывезли на Ханкалу. И она уже имела возможность встретиться с журналистами, дать первое интервью, и сообщила о том, что ее держали, собственно говоря, насильно и вели себя недостойно, по отношению к женщине, по отношению к журналисту. Я связался с аппаратом командующего десантными войсками, потому что часть войсковая, где была задержана Анна, она подчинена командующему десантными войсками генерал-полковнику Георгию Шпаку. Я разговаривал с офицером его штаба, и он мне сказал такие слова, что "пожалуйста, не вините нас. Не вините нас, потому что это сделали не десантники по отношению к Анне, а это сделали (это слова офицера управления Шпака), это сделали сотрудники ФСБ и военной прокуратуры". Именно от них исходило решение задержать Анну и все эти некрасивые, не по-офицерски действия по отношению к ней. Сейчас, слава Богу, я думаю, что она завтра будет уже в Москве.

- Вячеслав, чтобы сразу прояснить ситуацию, для меня ясно, что все разговоры о том, что у Анны Политковской не было каких-то дополнительных специальных документов, это все ерунда, поскольку Чечня не объявлялась особой зоной, в Чечне не идет официально война, стало быть, не нужно российскому гражданину иметь какие-то специальные документы, кроме обычных журналистских. Я просто хочу от вас подтверждения: действительно ли это так, все ли в порядке у Анны Политковской было со стороны бюрократической?

Вячеслав Измайлов:

Абсолютно все было в порядке. У Анны Политковской и удостоверение журналистское, и удостоверение сотрудника "Новой газеты", и командировочное от "Новой газеты". Более того, подписанная Сергеем Ястржембским, помощником президента, аккредитация, этот тоже документ у нее был. Кстати, Ястржембский это подтвердил. Так все с документами у нее было абсолютно в порядке. И если федеральная служба безопасности, когда я говорил добрые слова о сотрудниках федеральной службы безопасности, я имел в виду тех сотрудников, с которыми мне приходилось общаться. Но эти слова не относятся к Здоновичу, который повел себя, я смотрел, как он говорил о женщине, повел себя, так офицер, тем более спецслужбы, вести себя не должен по отношению к женщине, недостойно совершенно.

- Вячеслав, скажите пожалуйста, ваше объяснение, зачем это все делается. Ведь, слава Богу, было шумное дело корреспондента Радио Свобода Андрея Бабицкого, в котором власть провалилась по всем статьям на глазах у всего мира. Зачем это все продолжается, кто это все продолжает, ваше объяснение?

Вячеслав Измайлов:

Ну во-первых, было шумное дело Андрея Бабицкого, было, правда менее шумное дело, но это дело тоже в одном направлении с Кентом Глаком, американским сотрудником голландской организации "Врачи без границ". И вот с Анной Политковской. Я думаю, что все это делается не от далекого ума. И каждый раз в каждой ситуации сотрудники спецслужб подставляют только сами себя. Они этим абсолютно ничего добиться не могут, потому что все их желания напугать, устрашить и прочее, прочее, да никто этого не боится. Люди готовы идти ради правды, идти на многое, на жертвы готовы идти. Одна из таких людей Анна Политковская. Поэтому эти страхи, это, видимо, может напугать самих таких людей, как Здонович. Но таких как Анна Политковская это напугать не может.

- Вячеслав, и последнее, я воспользуюсь случаем и попрошу вас высказаться о сегодняшнем митинге на Пушкинской площади. Он собрал немного людей, да и вообще эта акция выглядит такой, как бы сказать, запоздалой, хотя такие вещи делать никогда не поздно. Только общественное мнение может как-то перевернуть ситуацию в Чечне. Есть ли у вас какая-то надежда на это российское общественное мнение?

Вячеслав Измайлов:

Я, знаете, как-то к митингам отношусь, может быть, не совсем правильно. Здесь моя точка зрения не может быть эталоном. Потому что я привык что-то делать. Как-то митинговать мне не очень хочется почему-то. Хотя, я считаю, что, наверное, это тоже нужно делать обязательно. Мы будем стараться делать свое дело и добиваться справедливости, добиваться того, чтобы прекратилась эта бойня в Чечне. Добиваться всеми возможными, всеми законными, всеми теми средствами, которые могут иметь журналисты. Мы будем делать свое дело и защищать людей, которые невинно страдают в Чечне. И еще раз хочу сказать о том, что Анна Политковская поехала туда для того, чтобы помочь именно жителям этого селения, и она проявила большое мужество. После этого поступка, честно вам скажу, об этом никто не знает, у меня были с ней конфликтные ситуации. Конфликтные ситуации, мы по многому смотрели на вещи по-разному, но после этого случая, после того, как она грудью защищала этих людей, которые обратились к ней за помощью - помоги в переселении, потому что невозможно жить с российскими войсками, которые постоянно стреляют и убивают детей, она для меня сейчас журналист номер один и правозащитник номер один.

И еще одна чеченский сюжет. Бывший руководитель Чечни, промосковский руководитель Чечни Доку Завгаев отверг возможность переговоров с нынешним президентом республики Асланом Масхадовым. Завгаев считает, что кризис Чечни начался в 91-м году, когда некоторые высокопоставленные политики свергли его с должности руководителя вооруженным путем.

Олег Кусов:

Дипломат и бывший руководитель Чечни Доку Завгаев против мирных переговоров с Асланом Масхадовым. Доку Завгаев считает, что нынешняя чеченская война фактически подготовлена мирными хасавьюртовскими соглашениями августа 96-го года. Менее чем через год после этого Завгаев уехал послом России в Танзанию, в страну, где по его выражению, нет межнациональных конфликтов. Доку Завгаев считает разговоры о влиятельности в Чечне Аслана Масхадова преувеличенными. "Масхадов до начала 90-х годов не жил в Чечне - заявил сегодня на пресс-конференции в Москве в агентстве "Интерфакс" Доку Завгаев. - В 92-м году он добровльно ушел из Российской армии в бандформирования, которые уже тогда бродили по Чечне. Масхадов это темная лошадка" - заключил Доку Завгаев. Зато в бывшего сподвижника чеченского президента Ахмада Кадырова Завгаев верит. По его словам, Кадыров в последнее время много переосмыслил и добровольно перешел на российскую сторону. Теперь его надо всемерно поддерживать, его полномочия должны быть такими же, как и у руководителей других российских республик. Однако, по мнению Завгаева, выборы Чечне не нужны. "Чем позже они пройдут, тем лучше для республики" - сказал он. Этот тезис можно объяснить, поскольку Доку Завгаев хорошо знает, что большинство чеченцев не отдадут свои голоса Ахмаду Кадырову. Сам Завгаев не намерен выставлять свою кандидатуру на пост президента Чечни. "Нормальный человек в этой республике не будет цепляться за власть", - отметил он. Свое будущее Завгаев видит в дипломатии. В течение короткой пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" он несколько раз с удовольствием подчеркнул особенности Танзании. "Из моего служебного кабинета хорошо виден Индийский океан" - говорит Доку Завгаев. После этого он пригласил всех присутствующих журналистов в гости в Танзанию. По мнению Доку Завгаева, чеченский кризис начался не в 94-м году, а в сентябре 91-го года, когда его, председателя Верховного совета Чечено-Ингушетии буквально свергли вооруженные люди. По его словам, этих людей вооружили чиновники из Москвы, прислав в Чечню два грузовика с оружием. Но Завгаев сегодня не стал называть фамилии этих чиновников.

XS
SM
MD
LG