Ссылки для упрощенного доступа

Злоключения арестованных на таможне "Знаменитых чеченцев"


Смотри также материал "Арест "Знаменитых чеченцев"

Ведущий итогового информационного часа Савик Шустер:

Чечня - не все происходит на полях сражений, в горах Чечни. Происходят и другие явления, которые нам очень многое говорят об этом очень сложном процессе, который мы называем "миротворческим", называем "войной" и называем по всякому, но то, что происходит в Чечне, в самом деле, не опишешь одним словом. Это больше чем "гражданская война", это больше чем "антитеррористическая операция", это целое явление... Например, арест тиража первого тома книги Мусы Гешаева "Знаменитые чеченцы" российской таможней... Рассказывает корреспондент Радио Свобода Владимир Долин:

Владимир Долин:

300 чеченцев были арестованы в городе Жуковске Московской области. Их имена всемирно известны. Это танцор Махмуд Эсамбаев, революционер Асланбек Шарипов, религиозный и военный вождь горцев в XVIII веке шейх Мансур - и многие другие представители чеченского народа, прославившие себя и свой народ в различных сферах деятельности. Все они арестованы посмертно. 3 ноября 1999-го года Жуковская таможня задержала отпечатанный в Бельгии тираж первого тома книги Мусы Гешаева "Знаменитые чеченцы". Автору объяснили причину задержания:

Муса Гешаев:

"Книга антироссийская, она задевает власть и государство, жесткие оценки в адрес государства и власти"...

Владимир Долин:

Таможня вопреки действующей Конституции, которая запрещает цензуру, попыталась ввести ее по отношению к произведению чеченского писателя. Но Муса Гешаев с оценкой таможенников не согласен:

Муса Гешаев:

Книга "Знаменитые чеченцы" - она была задумана, чтобы показать, что когда нас поголовно обвиняют - говорят, что "чеченцы - это бандиты", - и тому подобное - я хотел написать книгу, не одну, четыре книги о великих чеченцах - россиянах, которые верой и правдой служили России. Это Махмуд Эсамбаев, художник Петр Захаров, герой Отечественной войны 1812-го генерал-майор Александр Чеченский, солист Большого театра Мовсар Минцаев, поэтесса Раиса Ахматова и многие другие. То есть, разные пласты - и художники, и философы, и военачальники, шейх Мансур... И на их биографиях я хотел показать, что чеченцы всегда вместе с россиянами и служили в армии, и участвовали в восстановлении народного хозяйства - шли вместе, рука об руку.

Владимир Долин:

Автор потребовал проведения экспертизы. Цитирую экспертное заключение руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Трепавлова: "Книга Гешаева "Знаменитые чеченцы" не содержит призыва к насильственному изменению конституционного строя, в ней нет направленности на пропаганду фашизма либо иной формы политического экстремизма, разжигание социальной, национальной, расовой или религиозной розни, на подрыв целостности государства. Таким образом, вышеуказанная книга подлежит массовому распространению на территории Российской Федерации". Так же оценили труд Гешаева и большинство других экспертов. Казалось бы, после этого книга должна быть выдана автору и поступить в продажу. Но и по сей день "Знаменитые чеченцы" остаются на таможенном складе. Не имея законной возможности задерживать книгу по цензурным соображениям, мытари объявили Гешаеву, что он занизил таможенную стоимость издания, и увеличили ее более чем в три раза. Говорит Муса Гешаев:

Муса Гешаев:

Когда они сами увидели, что книгу придется отдать, потому что в ней нет ничего антироссийского, никаких призывов к насилию, к войне - ни к чему, они мне взяли и цену повысили, довели ее до 900 рублей с копейками - в таком случае я буду вынужден платить им еще 14 с лишним тысяч долларов - они знают, что я ее не выкуплю - у меня нет этих денег сегодня.

Владимир Долин:

Действия таможенников комментирует директор Русского ПЕН Центра Александр Ткаченко:

Александр Ткаченко:

Они не могут напрямую сказать: "Мы не пропускаем ее, потому что эта книга антирусская". Значит, они говорят: "Здесь экономическая причина". Это уже сейчас стало штампом, чтобы преследовать все инакомыслие. Посмотрите, что говорят Гусинскому - что у него долги, что у него экономические проблемы какие-то, да? А на самом деле мы прекрасно понимаем, что Гусинского стараются как бы отправить подальше из России, вообще как бы стереть с лица земли, только потому, что он владелец свободной как бы компании "Медиа-Мост". Этот же принцип работает и здесь. То есть, это такой психологический рэкет, но причина только одна - политическая.

Владимир Долин:

Если Муса Гешаев не оплатит объявленную таможенниками пошлину, он должен вывезти тираж своей книги за пределы Российской Федерации, на что у него тоже денег нет. В противном случае весь тираж может быть уничтожен. Вот что об этом думает Александр Ткаченко:

Александр Ткаченко:

Это преступление, что эта книга столько времени уже находится вот как бы под ножом. Она еще не зарезана и не сожжена, как делалось в Германии в свое время - в 30-х годах, но под угрозой этого. Если эту книгу уничтожат, то это будет не просто кощунство, а это будет преступление, одно из преступлений, это все равно как убить человека, не важно какой национальности.

Владимир Долин:

Мусе Гешаеву 60 лет, и он помнит, что книги сжигали не только в нацистской Германии:

Муса Гешаев:

В 1944-м году, когда нас ссылали, трое суток костры горели в центре - все сжигалось, все книги, все, что касалось нас - все сжигалось. Теперь вообще ничего не осталось. У меня была уникальная библиотека - вся она сгорела, и у других так же. И вот, по крупицам собрали эту книгу мы, и вот теперь самая главная задача: уничтожить вот эту маленькую культуру, что осталась от нашего народа. Иначе никак не могу понять, только так могу расценить это.

Владимир Долин:

6 февраля судьбу многострадальной книги Гешаева будет решать городской суд Жуковского.

XS
SM
MD
LG