Ссылки для упрощенного доступа

Неизбежно ли радиационное загрязнение Баренцева Моря после аварии атомной подводной лодки "Курск"?


Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шарый:

Президент Центра экологической политики академик Алексей Яблоков считает, что утечка радиации с затонувшей в Баренцевом море атомной подводной лодки "Курск" неизбежна. Прокомментировать возможные экологические последствия этой аварии наш московский корреспондент Марина Катыс попросила координатора ядерной программы "Гринпис России" Игоря Форофонтова.

Марина Катыс:

Действительно ли вы считаете неизбежным радиационное загрязнение Баренцева Моря после аварии атомной подводной лодки "Курск"?

Игорь Форофонтов:

Чем дольше лодка лежит на дне, тем больше вероятность того, что радиация выйдет из реакторного отсека в окружающую среду. Поэтому все это без дополнительных исследований в ясном виде определено быть не может. Гарантированный способ избежать загрязнения акватории - это, естественно, не откладывать по российской традиции дело в долгий ящик и продолжать заниматься лодкой. Поскольку своих средств у флота, судя по всему, не хватит, то надо воспользоваться, откинув всякие претензии зарубежной помощью.

Марина Катыс:

Существует мнение, что если попытаются извлечь тела погибших моряков из реакторного отсека подлодки "Курск", то это неизбежно приведет к утечке радиации. Вы согласны с такой оценкой?

Игорь Форофонтов:

Я не могу согласиться с такой оценкой, поскольку достаточной экспертизы состояния лодки на настоящий момент не проведено. Не проведено, даже чисто фактически, не говоря уже о том, что не озвучено. Поэтому все действия в отношении лодки должны предприниматься в зависимости от ее состояния. Если оценивать ту аварию, которая произошла, когда на протяжении нескольких десятков секунд практически погиб экипаж, то можно представить себе, в каком состоянии находится лодка. Вывод, я надеюсь, будет сделан квалифицированный, на основании данных, полученных о состоянии лодки. Если это состояние не позволяет лодку поднимать, то, возможно, если она сильно разбита, то ее придется захоранивать прямо на дне, создавая что-то вроде чернобыльских саркофагов.

Марина Катыс:

Технически для России это возможно на современном этапе?

Игорь Форофонтов:

Технически для России на современном этапе возможно практически все. Невозможно экономически. Наработки, в том числе и в подводных спасательных работах, у России ничуть не хуже, чем за рубежом, и специалистов тоже предостаточно. Они не могут работать по причине изношенности оборудования, по причине того, что зачастую они уже уволились из состава вооруженных сил, и где-то занимаются коммерцией, но все это - решаемые вопросы.

Марина Катыс:

Если уже сейчас мы сделаем допущение, что происходит утечка радионуклидов из разрушенной части атомной подлодки - что является наиболее опасным в таком случае? Угрожает ли это вообще жизни людей, или касается только морепродуктов?

Игорь Форофонтов:

Самым страшное в любой ситуации, связанной с экологическими авариями - это ложь, или умолчание, к которым могут прибегать официальные лица. Если информации будет достаточно, то в принципе можно говорить о том, что катастрофических последствий этого можно избежать. При этом надо говорить о том, что в зависимости от объема выбросов придется поставить дополнительный контроль для проверки морепродуктов из этого региона. Первыми последствиями, будут, в случае утечки радиации, конечно, заражение морской фауны и флоры, и ее возможное выпадение из товарооборота и пищевого оборота России. Все-таки, Баренцево море дает сегодня России около 8 процентов улова.

Марина Катыс:

Как вы считаете, российские власти могут скрыть истинное положение вещей, касающееся радиационного загрязнения вот этого участка Баренцева моря. И насколько реально по вашим прогнозам исключение добываемых в регионе морепродуктов из продажи населению?

Игорь Форофонтов:

На сегодняшний момент, если учесть переговоры, которые проводятся Министерством Обороны с норвежскими специалистами-спасателями, представители из-за рубежа будут включены в группу, которая будет заниматься в ближайшее время работами, и таким образом можно говорить о том, что умалчивать ситуацию будет невозможно. Что касается морепродуктов, то пока на сегодняшний день не обнародованы результаты мониторинга - проведены только разовые замеры воды и грунта вокруг лодки. Обещали в ближайшее время установить постоянные датчики на корпусе лодки для непрерывного контроля, но сведений о том, что эти работы уже проведены, не поступало. Я надеюсь, что обсуждать те последствия, которые мы с вами обсуждаем сейчас, в дальнейшем не придется.

XS
SM
MD
LG