Ссылки для упрощенного доступа

Попытки выяснить подробности. Заявление жены командира "Курска"


Программу ведет Савик Шустер. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Мурманске - Андрей Королев, и Санкт-Петербурге - Виктор Резунков.

Савик Шустер:

Вдова командира "Курска" Ирина Лячина обвинила командование Северного Флота и власти Мурманской области в том, что они блокируют 3 миллиона 200 тысяч долларов, собранных в помощь семьям 118 погибших подводников. В интервью французскому информационному агентству "Франс Пресс" Лячина заявила, что выходит из состава Комитета по распределению помощи семьям экипажа погибшей АПЛ "Курск", поскольку никто из его членов не желает прислушиваться к тому, что говорят семьи погибших. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев:

Андрей Королев:

Предъявляя претензии властям, Ирина Лячина называет конкретных адресатов, которые, по ее мнению, ответственны за распределение поступающих на счет комиссии по оказанию помощи семьям погибших подводников благотворительных средств. Среди прочих фигурирует и финансовое ведомство Северного Флота - согласно сообщениям информационных агентств, руководство финуправления флота высказывает идею выплаты 3 миллионов 200 тысяч долларов с валютного счета лишь после того, как будет закончена операция по подъему атомной подлодки "Курск" со дна Баренцева моря. При этом командование не поясняет, каким образом выплата помощи увязана с подъемом самой подлодки.

Свое недоумение заявлением Ирины Лячиной в телефонном интервью Радио Свобода высказал начальник финансового управления Северного Флота Владимир Дудка:

Владимир Дудка:

Нет таких средств вообще, и не было никогда, у финансово-экономического управления, а точнее - у Северного Флота - валюты не было, и нет - никогда. Мы не имеем права осуществлять валютные операции в соответствии с законом, поэтому все это выдумки.

Андрей Королев:

Ситуация с так называемыми благотворительными счетами по оказанию помощи семьям погибших моряков более чем запутанна. Существует специальный губернаторский фонд, руководство которым осуществляет непосредственно глава Мурманской области Юрий Евдокимов. Время от времени господин Евдокимов отсчитывается о том, как распределяются средства с этого счета. Параллельно ведутся операции по Нахимовскому и валютному счетам. Деньги на последний поступают, в основном, из-за рубежа. Вероятно, говоря о трех миллионах двухстах тысячах долларов Ирина Лячина имела в виду именно его. Однако, помощник председателя комиссии по оказанию помощи семьям моряков заместителя губернатора Мурманской области Людмилы Чистовой Людмила Корытова заверяет, что о такой сумме и речи быть не может:

Людмила Корытова:

Вот для меня, например, вопрос: что такое "три миллиона двести тысяч долларов"? У нас есть валютный счет - 250 тысяч долларов. На прошлой неделе эти деньги переведены в рубли, и сейчас оформляются книжки персонально на каждого члена семьи по тому списку, который представила Лячина. Вот это сейчас делает наше управление делами со Сбербанком, а откуда она взяла информацию о 3 миллионах 200 тысяч долларов?.. Через нас такие деньги вообще не проходили

Андрей Королев:

Напомню, что Ирина Лячина уже заявляла ранее о своем выходе из состава указанной комиссии: в конце минувшего года она обвинила власти Мурманской области в нецелевом использовании средств с благотворительного счета. По требованию губернатора Евдокимова, в регионе работала специальная группа Счетной Палаты Российской Федерации, которая не выявила никаких нарушений. Сам губернатор тогда обвинил в разжигании финансового скандала прессу, сказав при этом, что вопрос должен быть снят с повестки дня, поскольку вдова капитана "Курска" уже не имеет претензий к военным и гражданским властям.

Савик Шустер:

Елена Кузнецова - представитель петербургского Клуба подводников, занимающегося оказанием материальной помощи родственникам экипажа АПЛ "Курск", с пониманием отнеслась к заявлению вдовы командира лодки Ирины Лячиной. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Виктор Резунков:

Виктор Резунков:

Заявление Ирины Лячиной, обвинившей командование Северного Флота в блокировании 3 миллионов 200 тысяч долларов, в Санкт-Петербурге восприняли неоднозначно. Представитель Клуба подводников Елена Кузнецова, как раз занимающаяся вопросами оказания материальной помощи родственникам членов экипажа "Курска", так прокомментировала заявление Ирины Лячиной:

Елена Кузнецова:

По тем высказываниям, которые делали члены семей, я с ней согласна. Но, наверное, нужно было обсудить это с командованием - какие виды они имеют на распределение этих средств - и прийти к какому-то обоюдному решению. С самого начала была ошибка в том, что эти фонды были достаточно закрытыми. Нигде не обозначалась собранная там сумма. И ни члены семей, ни кто-то из общественности до сих пор вообще не знают, какова сумма собранных средств. А потом уже потянулось все остальное...

Виктор Резунков:

Все попытки членов семей погибших моряков, по крайней мере, членов семей, проживающих сейчас в Санкт-Петербурге, узнать, какие средства хранятся на этих счетах, заканчивались безрезультатно:

Елена Кузнецова:

Я могу говорить только за те семьи, которые проживают в городе. Мы пытались от Клуба подводников и Попечительского совета - такой организован из членов семей - это выяснить у командования дивизией и людей, которые занимаются социальной помощью - нам тоже не ответили.

Виктор Резунков:

Елена Кузнецова с пониманием отнеслась к мнению бывшего командующего Черноморским флотом России адмирала Эдуарда Балтина, который заявил, что часть средств из Фонда помощи семьям погибших подводников с АПЛ "Курск", следует сберечь для похорон:

Елена Кузнецова:

Из тех заявлений, которые он делал, я очень многое принимаю для себя. Такие действия, наверное, были бы верные. Но опять: это нужно оговаривать с суммой и получить согласие родственников...

Виктор Резунков:

Комментируя ситуацию со счетами Фонда помощи семьям погибших моряков, Елена Кузнецова сказала:

Елена Кузнецова:

Я могу вам сказать на примере тех средств, которые собраны Клубом подводников - в общем, это тоже значительные средства, учитывая наши обширные международные связи; но мы полностью держали в курсе всех денежных поступлений Попечительский совет родственников, который был из них создан - распределением они занимаются сами. Я считаю, что это самый оптимальный подход к таким вещам. Конечно, эти деньги собраны для них, но это - ответственность не только для тех, кому предназначены эти деньги, но и перед теми, кто эти деньги передавал. Мы же наблюдали это и осуществляли прием этих денег, когда, в общем, не очень обеспеченные люди несли свои средства - наверное, точно так же они могли бы их потратить на себя, но вот этот порыв и чувство сострадания их к этому подвигало, и мы перед ними ответственны. А если сейчас произойдет какая-то, допустим, утечка, задержка или утаивание от родственников - то это даст очень колоссальный резонанс и на протяжении, наверное, долгого времени любые сборы не будут иметь успеха, последняя вера будет... Простите, я уже не нахожу слов...

Виктор Резунков:

И еще: по информации из Видяево, Ирина Лячина должна сейчас находиться в Санкт-Петербурге, но все попытки отыскать ее здесь успехом не увенчались. Ничего не знают о ее местонахождении и другие родственники погибших подводников "Курска" из семей, проживающих в Петербурге.

Савик Шустер:

К этому можно добавить следующее: в течение всего дня в пятницу мы и наши коллеги из других СМИ пытались найти Ирину Лячину, чтобы выяснить немного подробнее, что она имела в виду, однако, все это было безуспешно.

XS
SM
MD
LG