Ссылки для упрощенного доступа

Ваши письма. 11 Июнь, 2011


Из Львовской области Олег Паламарчук прислал подборку анекдотов собственного сочинения. В них действует выдуманный им учитель-полиглот Олег Пал. Читаю:

«Однажды студенты спросили учителя-полиглота:
- Где наилучшие перспективы развития: в России или на Украине?
- Конечно, на Украине, - ответил учитель-полиглот.
- Но это почему? – удивились студенты.
- Дело все в том, - спокойно рассуждал учитель, - что на Украине, чтобы тормозить прогресс надо не меньше трёх политиков. А в России
достаточно и одного.
…………………………….
Как-то учитель-полиглот читал лекцию студентам:
- Современный мир двуединый: Запад - это цивилизация, а Восток – это культура…
- А какая разница между культурой и цивилизацией? - спросил один студент.
- Ну, культура начинается с канонизации, а цивилизация начинается с
канализации.
……………………………………………………
Шёл урок русского языка, и темой урока были союзы.
- Назови пример разделительного союза, - учитель-полиглот Олег Пал вызвал к доске ученика.
- Разделительный союз, - думал ученик. - Ну, например, СНГ».


Это я прочитал три анекдота от Олега Паламарчука из Львовской области, из города Борислава.

В одной из предыдущих передач я призвал слушателей «Свободы» перестать, наконец, вспоминать советское прошлое в упрёк настоящему, потому что это уже даже не смешно: дела четвертьвековой давности как-никак. Должен с прискорбием сообщить, что призыв не возымел действия. Мне дают отпор. Читаю: «Сколько можно вспоминать о хороших продуктах в СССР?! – спрашиваете вы. - Да столько же, сколько вы вспоминаете об очередях в том же нелюбимом СССР». Воинственный тон здесь не может быть случаен. Многие люди не считают, что их жизнь улучшилась уже настолько, чтобы можно было забыть радости давно минувших дней. Опять читаю: «Как хорошо, когда в стране была масса бесплатных спортивных кружков, школ, стадионов для детей. Работали за символическую плату музыкальные школы, балетные кружки, школы изобразительного искусства… Врачам носили цветы, шоколад, шампанское или коньяк.
Все! Моим детям бесплатно и хорошо было сделано пять тяжелейших операций! В маленьких селах были хорошие бесплатные медпункты. Ну, носили старушки фельдшерам яйца, самогоночку. Благодарность в пределах разумного в народе существовала всегда. В городах бесплатно раздавали квартиры! Маленькие, некомфортные, но большинству и постоянно. Хоть и не каждый год, но профкомы выделяли сотрудникам путевки с большой скидкой в санатории и дома отдыха. Постоянно организовывались теми же профкомами туристические поездки по всем республикам. Ригу, Таллинн, Питер я увидела только благодаря этой государственной политике. Все учились только бесплатно! Выпускникам вузов предоставлялась работа. Для нынешнего молодого поколения такие блага – просто фантастика. Страна была большой стройплощадкой. Наука развивалась и дошла до космических полетов, - пишет госпожа Иванова. - Это было или я все придумала для восхваления социализма, который всегда ненавидела? По радио звучала классическая музыка всех стран и народов, включая джаз. Можно ли все это забыть! Зачем вычеркивать из памяти то, что было сделано правильно и хорошо? – и снова. - Как люди, прожившие всю или большую часть жизни при том «изме», могут все забыть, не вспоминать и не обсуждать: «А что же это такое было с нами, люди добрые? Чего это мы столько понастроили? Почему все же продукты были такие вкусные, а очереди за ними такие длинные? Почему собирались целые стадионы людей, чтобы послушать стихи Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной? Почему в кошмарном СССР расцветали таланты уровня Мравинского, Улановой, Ойстраха, Рихтера, почему Большой театр гремел на весь мир, почему были созданы музеи изобразительного искусства не хуже Лувра?». Вот такие письма продолжают поступать на радио «Свобода» через четверть века после того, как ушла та жизнь. Не представляю себе, как можно отрицать, что советские люди многое получали, как им казалось, бесплатно, и что им это нравилось. Другое дело, что советская «халява» не могла продолжаться вечно. Все блага, которые уже много лет перечисляют мне слушатели, все эти «фонды общественного потребления» дополнялись примерно равными зарплатами. Невиданная уравниловка подрывала материальную заинтересованность в труде. Лодырь жил почти так же, если не лучше, как и труженик. Кто тянул, того и нагружали. Плюс принципиальная невозможность рациональной производственной калькуляции в нерыночной экономике. Плюс отсутствие конкуренции. Трагичный парадокс: известные плюсы неуклонно вели к окончательному минусу. Социализм был выгоден почти каждому жителю страны в отдельности, но невыгоден всем вместе. Но вернусь к письму. Вот какое объяснение даёт госпожа Иванова тому, что ей и миллионам её соотечественников жилось совсем неплохо. (Уточню: по их нынешним ощущениям неплохо). Читаю: «Былое объясняется лживостью и двойной моралью той власти. Всем идеологам и приверженцам социализма хотелось доказать миру преимущество и превосходство своего строя.
Вот, что толкало их не только на брехливую пропаганду, но и на некоторые реальные достижения. Эти достижения появились из желания не потерять власть не только над одной страной, но и над всем миром. Это некоторое добро невольно, но реально перепало нам». Забавная история у нас с вами получается, госпожа Иванова! То вы защищали от меня социализм, а теперь я вынужден защищать его от вас. Благо трудящихся, всестороннее развитие человека, социальная справедливость – это коренные цели социализма, а не уступки плохих советских начальников родному народу. Советская власть настойчиво стремилась к достижению этих целей. Другое дело, повторю, что посредством социализма достигнуть желаемого было невозможно. Во многом именно отсюда - уродства того строя: поиск внутренних и внешних врагов, казённая ложь, дикая цензура. Кое-что вам перепало не с барского стола, а от самой сущности социализма. Дать больше он не мог. Он не смог даже просто поддерживать тот уровень жизни, что был достигнут в лучшую его пору. «Я убедилась в том, - пишет теперь госпожа Иванова, - что качество жизни совершенно не зависит от формы собственности на средства производства и наличия свободного рынка… - так и написано: совершенно не зависит, и нам остаётся только гадать, почему в таком случае северный и южный кореец не живут примерно одинаково. - Один умный человек, - продолжает автор письма, - заметил: «Не послушали Маркса пролетарии, не объединились, так олигархи всех стран взяли и сами объединились. Объединились успешно для себя и крепко держат мир в руках: в свою угоду устраивают революции, войны, развивают наркоторговлю, придумывают всемирные эпидемии гриппа и т.п.». Вот такой пройден этой слушательницей путь. Ненавидела советскую власть, теперь отдаёт ей должное и повторяет выдумки про всемирный заговор олигархов. «Свободный, - пишет, - рынок сегодня - сплошной обман. Честная конкуренция – миф». Да, и полагает, что социализм опять на марше. «Сейчас стало модно, - говорится в письме, - почти социалистическое планирование развития стран на знакомые пятилетки». Закрыть кавычки… Украинцы в таких случаях говорят: похожа свиня на коня, тільки грива не така. Если бы планирование повсюду было «почти социалистическим», если бы свободный рынок был сплошным обманом, весь мир стоял бы в очередях за туалетной бумагой. Была бы сплошная Белоруссия или Северная Корея. Но это к слову… Какая партия, какая партийная программа, какие вожди с какими лозунгами и обещаниями могут лучше всего устроить ту часть избирателей, чьё умонастроение так хорошо выразила госпожа Иванова? Должен быть компот, в котором смешается всё: и демократия, и коммунизм, и фашизм, и нацизм с его обличениями всемирных «олигархов» (тогда они чаще назывались плутократами), и солидаризм - в общем, едва ли не всё, что имеется во всемирной копилке демагогии со времён Адама и Евы. Опыт показывает, что на раздаче этого пойла должен стоять или ушибленный, или мошенник, или ушибленный и мошенник в одном лице: тоже довольно обычный вариант.
Словно в ожидании такого букета, наша слушательница пишет: «Мой вывод: мир не черно-белый. Он цветной! Все в мире разнообразнее, интереснее, сложнее». Это уж точно.

Следующее письмо не представляет общественного интереса, но я его всё-таки оглашу, потому что оно не первое и не одно такое. «Здравствуйте, дорогой Анатолий Иванович! "Этот мир придуман не нами", - любите вы повторять. Был ли у него автор? Была ли, неизвестная нам, цель? Или это просто вольная игра атомов? Это всё нам неизвестно, но нам известно, как этот мир устроен. С чёрным юмором. Этот мир держится на том, что все едят друг друга. Едят, едят... Остроумие идеи понять могу, но сказать, что это хорошо, - никогда! Мракобесие сегодня так же сильно, как и в глубокой древности. Человек продолжает потакать своим самым тёмным инстинктам и влечениям. Бог наживы - единственный бог, которому человечество поклоняется вполне искренне. Тут очень поучительно было бы рассмотреть структуру расходов человечества. На что идут денежки!? К сожалению, таких данных у меня нет, могу только предположить, что денежки тратятся не самым рациональным образом. Всё достаточно плохо и очень противно. И никто ничего тут менять не будет, а будет всё катиться помаленьку, как-нибудь и куда-нибудь обязательно прикатится. Александр Иванов».
Вот, дорогие слушатели «Свободы»… Подавляющее большинство из вас недовольны начальством, Александр же Иванов – самим Творцом видимого и невидимого мира, хотя и допускает, что в наличии была, есть и будет просто «вольная игра атомов». Я вот думаю… Почему про недовольство земным начальством читать можно, хотя не всегда очень интересно, а вот про недовольство надмирным руководством, той властью, о которой бабка надвое сказала: то ли она есть, то ли её нет, - читать (мне, во всяком случае) как-то неловко. Это всё сугубо личное - такие философские переживания. Дневники пишут разного рода: одни - для себя, другие - для близких или совсем посторонних. Это разные жанры, разные тетради. Нельзя дневник, писаный для себя, предлагать публике. Это – как приглашать её к замочной скважине своей спальни. Стихи – другое дело. «И нет в творении творца, и смысла нет в мольбе». Но радио «Свобода» - не для стихов, даже гениальных. Излияния такого рода ничего нам не дают. Это то же самое, как жаловаться в редакцию на засуху. Наконец, это всё читано-перечитано. На обличении стяжательства, на рассмотрении структуры потребления человечества, по оценкам авторов, разумеется же неразумной, стоит почти вся мировая литература уже не первый век. К чести человечества, правда, выше всего оно ценит вещи, в которых есть кое-что помимо уверенности, что «всё достаточно плохо и очень противно», как выразился наш слушатель… Большие они чудаки, эти недовольные. Как будто не существует на свете любви, нежности, привязанности, дружбы, преданности, уступчивости, бескорыстия…

Пишут из Калининграда, это отклик на предыдущую передачу: «Уважаемый автор! Прошу вас в следующей подборке писем уделить внимание политико-социальному положению Белоруссии». Подпись: RTMS7556. Такие пошли фамилии. После падения белорусского рубля это единственное письмо, в котором упоминается Белоруссия, так что придётся мне ограничиться парой собственных слов. Случай – предвиденный. Чудес не бывает. Слишком долго жили не по средствам – потребляли больше, чем производили. То же происходит и в России, и в Украине, и болеть с похмелья обеим странам тоже придётся, если безотлагательно не возьмутся за ум. Личные доходы растут в несколько раз быстрее, чем производительность труда. Нельзя вечно жить на «халяву», даже если она – от самого Лукашенко, от самого Путина и от самого Януковича. Работать надо, трудиться, и не просто в поте лица, а – с толком. Трудиться с толком частью не хотим и не умеем, частью – мешают упомянутые. Мешают людям трудиться и в то же время – и как раз поэтому! – боятся их, страшно боятся, вот и задабривают шальными деньгами, а шальные деньги уходят, как в трубу, в рост цен и во всё то, от чего сегодня криком кричат белорусы. Человеку очень трудно отвыкать от хорошего, и очень легко переходить от любви к ненависти. Это то, что грозит правителям, которые не знают удержу в заигрывании с населением.

Ирина из Соединённых Штатов Америки: «Не понимаю ностальгии и вечной тоски по России. Я обьехала Россию всю от Кёнигсберга до Владивостока. Страна интересная, посмотреть её стоит, но жить в ней? Я родилась в Средней Азии, в Ташкенте, потом уехала в Россию, искала западной культуры, не нашла. В Ташкенте и то лучше, хотя бы красивая природа, горы и хороший климат. Эмигрировала. Считаю, что жизнь по-настоящему началась в эмиграции. В России не была больше двадцати лет и не хочу. Вышла из российского гражданства. Гражданка Германии. Сейчас живу во Флориде. Езжу по миру. Хорошо и в Европе, и в USA. Никаких ностальгий. С языками проблем нет. Не понимаю такой любви к России. Не вижу там ничего хорошего», - пишет Ирина. Хотелось бы думать, что эта женщина никого не собиралась обидеть. Люди разные, к тому же, один родился и вырос в Ташкенте, другой, например, в Костроме. Ташкентскому русскому почувствовать себя гражданином мира, конечно, легче.

«Уважаемый Анатолий Стреляный! – следующее письмо. - Довольно странно вы пишите что "На Украине есть оголтелые националисты - как украинские так и русские". Все-таки есть между ними огромная разница, если не пропасть. Украинские националисты не требуют присоединить Россию к Украине и заменить в России русский язык на украинский и много чего они не требуют то, что требуют именно оголтелые русские националисты в Украине. От того, что делали энкеведешники в Западной Украине, начиная с 1939 года, станешь не только оголтелым, но и рука сама потянется к булыжнику. Власть охотно выпускает на экран самых крайних из них для устрашения людей. А русских националистов зачем выпускать на экран, если сама нынешняя власть, начиная от депутатов и кончая министрами, ежеминутно мелькает в телевизоре и не на словах, а делами воплощает их планы в жизнь. Самое обидное, что большинство русскоязычных или русских по рождению считают Украину своей родиной, с уважением относятся к ее языку, культуре, истории и не согласны в этом вопросе с нынешней властью, но вот им как раз слова и не дают или они не могут организоваться. По большому счету, если бы не вмешательство нынешней российской власти в дела Украины и не поддержка русских шовинистов, живущих в Украине и которых не так много, эта искусственная проблема в Украине даже не возникла бы. Так что не вводите в заблуждение аудиторию ваших слушателей в России», - жалко, что автор этого письма так и не сказал, насчёт чего я ввёл в заблуждение слушателей «Свободы». Я сказал в той передаче, что в Украине есть оголтелые националисты – как украинские, так и русские, и что с некоторых пор оголтелых украинских пускают на экраны, явно делая из них страшилку. Могу добавить: мы точно знаем, что безобразничают они не на свои деньги и не на деньги своих сторонников. Что касается разницы между оголтелыми украинскими и оголтелыми русскими националистами, то пропасть, о которой сказано в письме, есть, разумеется. Но от этого оголтелыми не перестают быть ни те, ни другие. Украинские оголтелые ненавидят русских и всё русское, русские оголтелые – украинцев и всё украинское. Те и другие уверены, что существует коллективная ответственность, да притом без срока давности. Это такая же дикость, как считать нынешних евреев виноватыми в том, что две тысячи лет назад несколько иудеев настояли на распятии Христа. Для человека, который не только спустился с дерева, но и твёрдо стоит на современной земле, понятия коллективной вины не существует. Узнав о преступлениях сталинизма в Западной Украине и где угодно, он не воспылает ненавистью ко всем нынешним русским.

Предприниматель Игорь Чернавский почти двадцать лет назад предложил пять миллионов рублей тому, кто найдёт логическую ошибку в его проекте спасения России. Слово «спасение» звучало тогда, звучит и сегодня, когда он повторяет своё предложение в письме на «Свободу», будет, думаю, звучать это слово и через двадцать лет, когда успехи господина Чернавского наверняка станут ещё более значительными, а жизнь – ещё интереснее. Он инженер, когда-то – руководящий, у него ещё три или четыре диплома. Занимается поставками оборудования для дельтапланов, живёт, в основном, в Финляндии и Германии, с Россией дела не имеет, поскольку не желает тратиться на взятки. Много летает сам на всяких этих штуках. В чём же суть его проекта, который никак не овладевает массами, несмотря на двадцатилетние усилия его создателя? В этом проекте, если я правильно понял, две части. Одна часть – совершенно конкретная: преступников надо не карать, а лечить, для чего тюрьмы заменить психлечебницами. «Вид и продолжительность лечения, - говорит он, - может и должен определять только врач-психиатр или консилиум врачей, а вовсе не уголовный суд, который должен быть навсегда упразднен». Вторая часть проекта или концепции (он употребляет это слово) – более общая: надо как-то убедить людей, что жить по нормальным, то есть, честным законам лучше, чем по ненормальным, нечестным или вообще без оных. «Нужны просто честные правила игры, которые давно действуют в развитых странах, - пишет он. - А мы даже никак не можем вникнуть, что все наши проблемы из-за отсутствия этих правил, а вовсе не из-за наших вождей. Полно примеров, когда один и тот же народ жил, кое-где и сейчас живёт под разными законами. Где законы нормальные, там и жизнь человеческая. Где советские, там беда». Выводя эти строки, он, по его словам, не исключает, что может ошибаться и повторяет своё предложение двадцатилетней давности: «Готов заплатить пять миллионов рублей тому, кто, опираясь на здравый смысл и элементарную логику, сможет ее указать». Живётся этому весьма состоятельному человеку трудно, признаётся он, очень трудно. Дело в Боге. Читаю: «Я постоянно ощущаю на своей шее Его тяжёлую десницу и слышу недовольный голос: " Ты что же, сукин сын, еле шевелишься? Я тебя вразумил, всё объяснил, а ты такую ерунду до сих пор не сумел донести до своего народа! Грош тебе цена!" Вот я и мучаюсь. Иначе бы ни за что не стал». Вы теперь поняли, друзья, что, сколько бы ошибок вы ни обнаружили в проекте господина Чернавского, вы не получите не только пяти миллионов, но и пяти рублей? Дело не в том, что у него невозможно обнаружить ни одной ошибки. Дело в том, что он говорит, как мы слышали, не от себя, а от самого Отца Небесного, который, как известно, никогда не ошибается.

Два слушателя, независимо друг от друга, прислали заметочку, которая давно, оказывается, гуляет в Интернете. Что там только не гуляет!.. Читаю: "Новосибирск. Конец октября. 2 часа первой снежной ночи. Очень длинная
очередь на шиномонтаж. В очереди железная дисциплина. Иногда очень
крутые машины проезжают мимо очереди к боксам. Там они
разворачиваются, очень быстро возвращаются и встают в очередь. Их
гонит не совесть, не злоба других водителей и не монтажники. Их гонит
объявление на листе формата А-4. Текст объявления: "Лица с
нетрадиционной сексуальной ориентацией и члены партии "Единая Россия"
обслуживаются вне очереди. Администрация». Один из слушателей, приславших эту заметку, вдогонку пишет о пресечении в Москве очередной попытки гей-парада. Читаю: «Я к этим людям отношусь спокойно, без вражды, скорее с жалостью - в погоне за одним они лишают себя многих других семейных радостей. Но Маяковский как-то сказал: «Любите Машу/И косы / ейные. /Это дело / ваше,/ Семейное». Но только зачем парады? Может, это комплекс неполноценности? Или выпендрёж?», - говорится в письме. Да хоть и «низачем», дорогой, хоть «низачем»!
Так и Путин говорит людям, которые выходят против него на улицы: «Ну, недовольны вы мной, мне это понятно, всем не угодишь. Только зачем на улицы выходить?». Зачем выходить – это, согласно российской конституции, решают те, что выходят, и только они. А насчёт объявления в Новосибирске у меня есть предложение хозяевам той мастерской. Что, если повесить объявление без упоминания геев? Оставить только членов партии «Единая Россия». Сделайте милость, попробуйте и напишите мне, что из этого выйдет.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG