Ссылки для упрощенного доступа

Роль соглашения между Степашиным и Явлинским


Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шарый беседует с московским политологом Андреем Пиантковским.

Андрей Шарый:

Андрей Андреевич, как вы прокомментируете соглашение, заключенное Явлинским и Степашиным?

Андрей Пиантковский:

Что касается партии "Яблоко" и ее лидера, то для них это отказ от достаточно традиционного имиджа самодостаточной и замкнутой силы, сохраняющей свои высокие принципы и не вступающей в союзы и коалиции. Мне представляется, что это означает, что партия и Явлинский в этом избирательном цикле намерены реально участвовать в борьбе за политическую власть, в борьбе, которая немыслима именно без заключений коалиций и союзов. А что касается выбора Степашина, то он тоже очень знаменателен. Мы помним, что за Степашиным кто-то только не ухаживал - и НДР и "Правое Дело", и если не с "Отечеством", то, во всяком случае, со "Всей Россией" - губернаторским блоком, у него тоже намечались какие-то комбинации. Мне кажется, что Степашин своим выбором подчеркнул очевидную вещь: если речь идет о создании некоей коалиции тех сил, которых принято называть либеральными, демократическими, правыми, то наиболее серьезной базой для такой коалиции является партия "Яблоко", у которой, во всяком случае, нет проблем с проходом в Думу, а не отдельные маленькие группы, которым, скажем, тот же Степашин нужен для того, чтобы спасти их от провала, связанного с преодолением пятипроцентного барьера.

Андрей Шарый:

Господин Пиантковский, Григорий Явлинский известен как достаточно амбициозный лидер, как вы считаете, его союз со Степашиным - это временное явление или есть шансы на более длительное их сосуществование и сотрудничество?

Андрей Пиантковский:

И вчера, и сегодня мы слышали, что оба лидера подчеркивают, что их союз, по крайней мере, выходит за рамки думской предвыборной кампании и нацелен и на президентскую кампанию.

Андрей Шарый:

За последние пару недель из неких разрозненных кусочков, если можно так сказать, в российской политике сформировались некие "кубики" - избирательные блоки. Несколько дней назад мы с вами говорили о том, что на левом фланге после образования блока "Отечество - Вся Россия" с участием Примакова, ситуация более-менее ясна, за этим последовало объединение, половинчатое, но все-таки объединение в рамках коалиции "Правое дело", а теперь возникла тоже заполнившая некую пустоту связка "Явлинский - Степашин". Как вы оцениваете этот баланс, и у кого есть какие шансы на выборах?

Андрей Пиантковский:

Мне кажется, что выводы, к которым мы пришли с вами неделю назад, остаются прежними - на поле думских выборов будут три крупных игрока. Это - коммунисты, вряд ли что-то появится левее, потому что уже возникло несколько разрозненных группок, но ни одна из них не имеет шансов пройти пятипроцентный барьер, за тем классическая, "рыхлая" "партия власти" "Отечество - Вся Россия" и "Яблоко". Я думаю, что Степашиным не ограничатся фигуры, которые теперь повернут к тому, что можно назвать уже какой-то кристаллообразующей структурой правоцентристского блока. Мы сегодня слышали, что бывший министр юстиции Крашенинников также собирается баллотироваться по списку "Яблока". Кстати, выбор Степашина, как мне кажется, полностью поставил крест на шансах НДР преодолеть пятипроцентный барьер, а что касается "Правого дела", то, конечно, их достижением является привлечение капризного Кириенко, но цена Кириенко оказывается очень спорной. Во-первых, он занял там первое место и глубоко в тень ушли Гайдар и Чубайс, хотя эти фигуры непопулярны среди массового избирателя, они имеют своих устойчивых поклонников, и я не уверен, что в такой комбинации "Правое дело" сможет преодолеть пятипроцентный барьер.

Андрей Шарый:

Андрей Андреевич, вы сказали несколько минут назад, что Григорию Явлинскому в связи с новой политической ситуацией в руководстве его движения и на российской политической сцене, придется корректировать свою тактику. Однако, Явлинский известен как довольно жесткий критик Ельцина. Степашин же известен как лояльный человек - уходя из кабинета министров он сказал, что останется с президентом. Как вы считаете, будет ли скорректирована стратегия "Яблока", или Степашину придется накануне выборов занять более радикальные позиции, потому что все, судя по всему, движется к этой радикализации. Достаточно посмотреть, какие резкие антиельцинские заявления, на грани приличия, делают, скажем, в той же фракции НДР или в "Отечестве - Всей России"?

Андрей Пиантковский:

Если вы имеете в виду субботнее интервью господина Бооса "Независимой газете" о том, что "семья" Ельцина должна завидовать как райской судьбе семьи Чаушеску, то это не просто выходит за грани приличия, а это - возмутительная уголовщина, и такие акции, такие заявления, конечно, самым негативным образом скажутся и на имидже движения, председателем избирательного штаба которого является Боос. Мне просто хочется думать, что и Примаков, и Лужков до сих пор как-то, хотя прошли уже три-четыре дня, не читали этого скандального интервью, и что вообще Боос остается на своем посту в избирательном штабе до того момента, когда они это прочтут. Но что касается отношения к Ельцину, как к политическому противнику со стороны Явлинского, и совершенно другому отношению к нему, обозначенному несколько дней назад Степашиным, то они уже успели сегодня выйти из этого положения. Они сказали, что будут обсуждать не прошлое, а настоящее и будущее России. А что касается будущего России, то у них единая платформа - та, на которой могут объединиться либеральные силы - это борьба с номенклатурным, полукриминальным капитализмом, который, на мой взгляд, представляет сейчас для России гораздо большую угрозу, чем мифический реванш коммунистов.

Андрей Шарый:

Последний вопрос: давайте попробуем подвести некоторые итоги. Господин Пиантковский, как вы считаете, можно ли сказать, что вчерашнее событие по большому счету определило расклад сил накануне выборов?

Андрей Пиантковский:

Ну, давайте дождемся окончания съездов и "Яблока", и других организаций в конце этой недели. Но, в целом, картина становится ясной - есть три конкурирующие силы, представляющие коммунистов, либеральные силы и номенклатурный капитализм.

XS
SM
MD
LG