Ссылки для упрощенного доступа

Дело Эдмунда Поупа - политическое заявление Кремля?


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с сотрудником Федерации Американских Ученых Чарльзом Вигом.

Юрий Жигалкин:

Дело Эдмунда Поупа, кажется на редкость странным, по крайней мере, в изложении западных источников и СМИ. Его адвокат заявил, что обвиняемый даже толком не понимает, в чем его обвиняют, в частности, из-за плохого перевода документов обвинения. Можно все-таки определить, в чем обвиняют гражданина США Эдмунда Поупа?

Чарльз Виг:

Я вынужден подвергнуть сомнению действия российского обвинения, поскольку не совсем понимаю, каким образом оно собирается интерпретировать действия, приписываемые Поупу как шпионаж, в то время, как они выглядят вполне принятым в рыночной системе отношений сбором коммерческой информации о продукции с целью создания совместного предприятия, которое бы имело дело с этой продукцией и ее производителем. Американское правительство однозначно заявило, что Поуп не является сотрудником спецслужб и не был заслан в Россию с разведывательной миссией. На мой взгляд, этого заверения могло бы хватить для того, чтобы не раздувать дело о "краже" технологий, которые на Западе не являются секретными. Это дело вселяет серьезную тревогу в тех людей, которые намерены и пытаются заниматься бизнесом в России, особенно в областях, связанных с ВПК. Такие новые коммерческие отношения практически не регулируются. Существующие правила бессмысленны и открыты для любой трактовки, к чему и прибегают чиновники. Отсюда и проистекает неясность, связанная с делом Поупа.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, адвокат и сторонники Поупа откровенно дают понять, что они считают этот судебный процесс результатом политических игр.

Чарльз Виг:

Действительно, в конце концов, мы вынуждены задаться вопросом: какие намерения вынашивает правительство Путина относительно взаимодействия с Западом в этой области? Известно, что в недрах российской оборонной промышленности популярны жалобы в адрес Запада, который, якобы, ворует и эксплуатирует их открытия. Это - наследие советских времен, тотальной секретности и ложно трактуемого чувства гордости. В то же время, это демонстрация полного отсутствия даже желания понять, как строятся нормальные коммерческие отношения. Я, например, не могу подписывать контракт, организовывая совместное предприятие, не узнав более-менее конкретно, с какой продукцией я буду иметь дело, по крайней мере, не ознакомившись с ее параметрами. В таком контексте невольно задаешься вопросом: не является ли этот суд политическим заявлением Кремля, и я совсем не уверен, что западные бизнесмены будут готовы смириться с такой ситуацией.

Юрий Жигалкин:

А что можно сказать об официальной американской реакции на это событие, сравнив ее, скажем, с другими шпионскими скандалами?

Чарльз Виг:

Госдепартамент, на мой взгляд, вел себя с уместной крайней сдержанностью, однозначно заявив, что Эдмунд Поуп не имеет никакого отношения к американским разведслужбам, и что сомнительное его преследование со стороны российских властей может обернуться для России негативными экономическими последствиями.

XS
SM
MD
LG