Ссылки для упрощенного доступа

"Общая Газета" посвящает Андрею Бабицкому специальный выпуск


Ведущий программы "Liberty Live" Петр Вайль:

16 февраля подписчики и печатные торговые точки получат специальный выпуск "Общей Газеты". Он посвящен одной теме - ситуации с Андреем Бабицким. Только чрезвычайные обстоятельства заставляют журналистов разных изданий объединиться под шапкой "Общей Газеты". Первые два номера увидели свет в августе 1991-го года. Еще один появился в ответ на желание Верховного Совета России прибрать к рукам "Известия". Четвертый был посвящен сороковинам гибели Дмитрия Холодова. Нынешний - судьбе Андрея Бабицкого. Причина всякий раз одна и та же - реакция на попытку властей заткнуть глотку тем, кто стремится в полный голос сказать о том, что творится вокруг. Рассказывает Марина Тимашева.

Марина Тимашева:

Под логотипом "Общей газеты" эффектный подзаголовок: "Отечество в госбезопасности". Под ним статьи 29, не считая самой "Общей Газеты" и Радио Свобода, изданий: "Московского Комсомольца", "Нового времени", "Новой газеты", НТВ, "Профиля", "Сегодня", "Собеседника", "Советской Калмыкии", "Трибуны", Фонда защиты Гласности, "Гудка" "Советской России", "Московских Новостей", "Версии", "Вечерней Москвы", "Вечернего Клуба", "Культуры", "Журналиста", "Итогов", "Индекса", "Эхо Москвы", "Комсомольской Правды", "Христианских ведомостей", "Литературной газеты", "Метро" и "Московской правды".Заместитель главного редактора "Общей Газеты" Юрий Соломонов комментирует:

Юрий Соломонов:

Мы представляли себе, что поляризация в прессе такова, что стоит либеральному журналисту, к которым мы, в общем, наверное, относим Андрея Бабицкого, попасть в беду, и его поддержат только как бы единомышленники. А выяснилось, что существует какая-то совершенно иная и еще недостаточно осмысленная мотивация - по какому признаку люди, издания, чья идеология далека друг от друга, решают объединиться в своем протесте против действий властей. Это нас обрадовало. Инициатором выступил Союз Журналистов и это участие, даже организационное начало со стороны Союза, говорит о том, что он все-таки существует не только ради каких-то рутинных, профессиональных вещей, таких, как форм учебы или награждения лучших журналистов года, но и может играть значительную роль, когда пресса должна заявить о себе по таким вопросам.

Марина Тимашева:

В то же время некоторые издания не захотели участвовать в спецвыпуске "Общей Газеты". Юрий Соломонов не видит в этом какой-то политической логики.

Юрий Соломонов:

Лично я представлял так: наверное, ортодоксальные, консервативные, прокоммунистические издания, они откажутся в первую очередь, а либеральные наоборот - горячо поддержат. Но получилось, что вообще другой интерес работал. Я даже не могу идеологически определить - почему так поступили те, кто отказались, скорее всего, этот интерес можно назвать шкурным или - в интересах безопасности, на всякий случай. Тут нет в этом отказе такой вот политической окраски.

Марина Тимашева:

В газете приводятся подробная биография Андрея Бабицкого, здесь же рассказ Юлии Калининой о том, как вел себя Андрей в Буденновске, который я считаю нужным процитировать: "Бабицкому надо было непременно попасть в саму больницу и понять, что творится с заложниками. Для всех они были безличной серой массой, а для него - главным действующим лицом всей драмы". В газете звучат разные голоса: руководства Радио Свобода, адвоката Генри Резника, журналистов, побывавших в плену, обычных людей, с которыми беседовали журналисты "Общей Газеты". А еще - Бориса Васильева и Владимира Буковского. Евгения Евтушенко и Алексея Германа. Александра Володина. Александр Володин пишет: "Говорить о Бабицком - это значит говорить о свободе слова". Пафос всех выступлений один - это подтверждает Юрий Соломонов:

Юрий Соломонов:

Мы, все, кто выступает в защиту Андрея Бабицкого, бьем тревогу по поводу того, что он исчез и что его нужно вернуть семье и вообще - узнать - где он и что с ним, и все-таки мы считаем, что Бабицкий - это, может быть - первый из тех, кого может постигнуть такая судьба. Поэтому, главный пафос этого издания в том, что идет какое-то такое наступление на свободу слова в целом. Мы очень много хвастались, говорили о том, что свобода слова - единственная ценность, которая сохранилась в течение всех лет реформ. А оказалось, что ее можно, в общем-то, уничтожить в одночасье - надо только начать. Я думаю, что это начало состоялось, если говорить о концепции этого специального выпуска, то мы как раз говорим об этом, в разных формах и жанрах.

Марина Тимашева:

Идея такого выпуска принадлежала Союзу Журналистов и на первой полосе заявление Союза, в нем говорится: "Впервые за последние несколько лет угроза свободе слова в России переросла в открытое ее подавление. Мы требуем гласного рассмотрения дела Бабицкого, пока верим в то, что происходящая на наших глазах перемена не необратима". И вот что еще очень существенно: со страниц газеты звучит голос самого Андрея Бабицкого - опубликованы многие его репортажи. Это - главное свидетельство объективности и честности моего коллеги и друга.

XS
SM
MD
LG