Ссылки для упрощенного доступа

Американцы не понимают Россию, но они понимают, что такое свобода слова...


Американский журналист о деле Андрея Бабицкого.

С американским журналистом Дэном Радаром беседовал обозреватель Радио Свобода Александр Батчан.

Александр Батчан:

Дэн Радар - один из самых опытных журналистов в Америке. Но, как сказал он мне, выслушав печальную историю Андрея Бабицкого: " Все войны разные и мне трудно понять то, что происходит в Чечне. Поэтому для меня было так важно выслушать рассказ Бабицкого -очевидца и моего коллеги-журналиста, о том, что там действительно происходит, и чем все это может кончиться". Разумеется, несмотря на уникальность того, что происходит в Чечне некоторые аспекты этой войны напоминают Дэну Радару Вьетнам, в частности, то, как общество относится к войне и к тем, кто освещает ее, находясь на переднем краю.

Дэн Радар:

Репортажи с вьетнамской войны, особенно в 60-е и 70-е годы были очень непопулярны в американском обществе. Да, были протесты, но большинство населения страны поддерживало эту войну. Люди верили военно-политическому руководству США, которое утверждало, что война идет успешно. Поэтому, когда журналисты передавали с поля боя информацию, расходившуюся с официальной, на них оказывалось давление, их подвергали оскорблениям, и в целом вокруг них была малоприятная атмосфера. Причем, я имею в виду не только себя, но и многих моих коллег, работавших на вьетнамской войне. Так что, в чем-то Чечня напомнила мне войну во Вьетнаме. Еще один сходный пример: когда открылся заговор президента Никсона, я тогда тоже участвовал в освещении этих событий, и я помню, под каким мы были давлением, чтобы мы отставили президента Никсона в покое, поскольку это, якобы, подрывало устои и было непатриотично. Вьетнамская война - это не война в Чечне, и история с Никсоном тоже не накладывается на российский опыт. Так что, я не хочу проводить параллели.

Александр Батчан:

Главное различие в условиях работы для российских и американских журналистов - это то, что американские СМИ находятся под мощной защитой первой поправки к Конституции США о свободе слова. "То, что эта поправка - первая, не случайность. Те, кто писали Конституцию, действительно считали ее первостепенной по важности. Поэтому, в Америке, в отличие от России, нет законов о СМИ. Нам это не нужно, журналисты могут говорить и писать все, что считают правдой. Наши журналисты несут ответственность за свои слова перед общественным мнением, а не перед законом. Есть, правда, ограничения: вас могут предать суду за оскорбление личности, но не за оскорбления, нанесенные государству, политическому или общественному деятелю, что особенно важно для работы журналиста. Никто не может наказать журналиста, работающего на войне, даже если то, что он передает, неверно. Главное - чтобы его ошибки были непроизвольными, и он сам верил, что его информация правдива", - заявил Дэн Радар. Далее я спросил, насколько в Америке понимают то, что произошло с нашим коллегой Андреем Бабицким, и то, что история с Бабицким далека от завершения. Многие на Западе ведь могут заподозрить Бабицкого в симпатиям к террористам и боевикам и потерять к нему интерес. На Западе ведь проблема мусульманского экстремизма весьма серьезна, и российская пропаганда сделала все возможное, чтобы связать имя Бабицкого с экстремистами на Кавказе. "Этого как раз не следует опасаться", - говорит Дэн Радар.

Дэн Радар:

Американцы, по большому счету, не понимают Россию, но тут как раз они все понимают - они понимают, что такое свобода слова и свободная пресса. В случае с Андреем Бабицким они убеждены, что журналист имеет право передавать, то, что он считает правдивой информацией, независимо от того, насколько это - правда. Поэтому на всей территории США Бабицкий может рассчитывать на поддержку не только своих коллег - журналистов, но и всего американского общества. Ведь для американцев свойственно во всем сомневаться, особенно в том, что исходит от государственных органов, поэтому пропаганда российских властей не может серьезно исказить картину в случае с Бабицким, тем более, что в США есть организации по мониторингу и преданию гласности нарушений прав журналистов во всем мире, включая США. С одной такой организацией - Нью-Йоркским Комитетом защиты журналистов я сотрудничаю. Мы хорошо знаем, что происходит с Бабицким и его коллегами в России, понимая всю серьезность этого для всех нас. Я лично понимаю это. Помните, как у Хемингуэя: "Не спрашивай, по кому звонит колокол. Он звонит по тебе"!

XS
SM
MD
LG