Ссылки для упрощенного доступа

"Мир стал свободнее, а в России демократии убыло"


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Мир в 2000-м году стал более свободным и демократичным, в то время, как Россия двигалась в противоположном направлении. Такой вывод делает авторитетная американская правозащитная организация "Freedom House" обнародовавшая свой ежегодный отчет "Свобода в мире".

2000-й год стал рекордным в 20-ти летней истории "Карты Свободы", составляемой специалистами организации "Freedom House". Наибольшее число стран было отнесено к разряду полностью свободных. 86 государств с населением в 2,5 миллиарда - почти 40 процентов жителей Земли, обладают сегодня полными политическими правами и личными свободами. Последними к списку демократий в этом году были добавлены Мексика, Хорватия, Гана и Суринам. Переход к полной демократии, как заметили специалисты "Freedom House", помимо морального удовлетворения сулит, скорее всего, и вполне ощутимые выгоды. Экономический прирост в странах с демократической системой в среднем на 70 процентов выше, чем в диктатурах или государствах с ограниченной демократией. Россия, почти десятилетие относимая к "частично свободным обществам", оставшись в этой категории и в 2000-м году, получила, тем не менее, более низкий рейтинг, то есть, стала, по мнению специалистов, менее свободной. Ситуация в Чечне была отнесена к наихудшим в мире примерам подавления личных прав и свобод людей, сравнимым лишь с Афганистаном, Туркменистаном, Северной Кореей и Суданом.

Что заставило "Freedom House" отнести Россию к тем немногим местам на земле, где демократия отступила? Вопрос сотруднику "Freedom House" Арчу Паддингтону?

Арч Паддингтон:

Прежде всего, потому что Россия вкупе с Украиной и Белоруссией становится страной, в которой ширится коррупция среди официальных лиц, где и без того слабая законная система расшатывается в результате политических манипуляций. Там постоянно расширяются попытки ограничения свободы прессы, а власть все больше сосредотачивается в руках центрального правительства. При этом сокращаются права регионов и местных выборных органов власти.

Юрий Жигалкин:

Означает ли это, что вы рассматриваете действия правительства Путина, скажем, по борьбе с коррупцией в негативном свете?

Арч Паддингтон:

Я думаю, что Россия двигалась в направлении сокращения свобод в последние годы правления Ельцина. Путин мало что изменил стратегически. В том, что касается борьбы с коррупцией, то ее трудно принимать всерьез, наблюдая, скажем, за делом Гусинского, потому что прокуратура, судя по всему, склонна преследовать только критиков Путина, а не его друзей. Я бы даже сказал, что такая борьба пагубна, поскольку она дискредитирует юридическую систему, начинающую и закрывающую дела по указанию власти. Но выносить окончательную оценку действиям Путина в этой области пока рано. Сейчас трудно сказать, реальная ли это борьба с коррупцией, или борьба с теми, кого правительство считает врагами.

XS
SM
MD
LG