Ссылки для упрощенного доступа

Юбилей Московской Хельсинкской Группы


Лиля Пальвелева, Москва:

Сегодня Московской Хельсинкской Группе - старейшей из ныне действующих в России правозащитных организаций, исполнилось 25 лет. Юбилейную конференцию открыли основатели Хельсинской Группы - Юрий Орлов. Натан Щаранский и Людмила Алексеева.

Четверть века назад в квартире у Андрея Сахарова собрались несколько диссидентов, которые решили создать Московскую Хельсинскую Группу - организацию, чья задача - следить, как в Советском Союзе соблюдаются гуманитарные обязательства по Хельсинкским соглашениям по безопасности и сотрудничеству в Европе. Группу возглавил тогда физик Юрий Орлов. Он вспоминает:

Юрий Орлов:

В группе всегда работали первоклассные правозащитники. Вообще, большинство членов группы были уже известными диссидентами, работавшими, может быть, в какой-то области прав человека, некоторые работали во всем спектре прав человека, мы все были связаны одной идеей: выпустить как можно больше более аккуратных документов о нарушениях прав человека в СССР.

Лиля Пальвелева:

"Московская Хельсинкская Группа с самого начала была вплетена в систему международных отношений, - говорит Юрий Орлов. - Составленные правозащитниками информационные бюллетени посылались не только в Президиум Верховного Совета, но и в посольства других стран - участниц Хельсинских соглашений". Неудивительно поэтому, что проходившую в Москве конференцию посетили дипломаты многих государств, у которых для юбиляров нашлось немало теплых слов. По-своему заслуги Хельсинской Группы были оценены в свое время и КГБ. Говорит один из основателей Московской Хельсинской Группы, ныне - вице-премьер правительства Израиля Натан Щаранский:

Натан Щаранский:

Меньше чем через год большая часть из нас была арестована, а те, кто отличался чрезмерной деятельностью, как Люда Алексеева, были высланы, но был уже создан момент. Это - 20 документов Хельсинской Группы с очень точной информацией, информацией, которая поступала со всего Советского Союза от людей, которые неожиданно поняли, что есть адрес и можно говорить о нарушении своих собственных прав человека, и поставляли нам информацию. И после этого, что бы Советский Союз не делал, каждый его шаг рассматривался сквозь призму прав человека.

Лиля Пальвелева:

По мнению Натана Щаранского, это оптимистичный пример того, как без шантажа и насилия демократия разрушает диктатуру.

XS
SM
MD
LG