Ссылки для упрощенного доступа

"Гринпис России" и "Международная амнистия" объединяют усилия в защиту Григория Пасько


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Марина Катыс и Наталья Голицына.

Петр Вайль:

"Гринпис России" и "Международная амнистия" объявили о начале совместной акции в защиту журналиста Григория Пасько, осужденного за шпионаж. С директором "Гринпис России" Иваном Боковым беседовала наш корреспондент Марина Катыс.

Марина Катыс:

Насколько я понимаю, это ваша первая совместная акция, "Гринпис России" и "Эмнисти Интернешнл", на территории России?

Иван Боков:

Это впервые за всю историю существования "Гранпис" и " Эмнисти". Это первая совместная акция во всем мире.

Марина Катыс:

Что послужило причиной объединения ваших усилий?

Иван Боков:

Дело в том, что, за единичным исключением, в мире не существовало ситуации, когда идеологических журналистов преследовало государство в такой степени, что за отстаивание своих взглядов их помещали в тюрьму. Это произошло в России. И поскольку случай беспрецедентный, он относится и к компетенции "Эмнисти", к тому, чем они занимаются, и это очень важно для "Гринпис", причем не только в России, а во всем мире, поскольку Россия создает огромное количество экологических проблем не только для себя, а и для других стран.

Марина Катыс:

Вы и раньше занимались вопросами освобождения Григория Пасько, а какие совместные шаги вместе с "Эмнисти Интернешнл" вы собираетесь предпринять?

Иван Боков:

Первое, что было предпринято, и "Гринпис" и "Эмнисти" вместе обратились к своим сторонникам, просто к жителям разных стран мира и России с просьбой направить свои протесты в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Это - первый шаг, но, по-видимому, он не будет последним. Мы не может предсказать шаги, пока не прошла кассационная инстанция суда. Кассационное заседание еще не состоялось, и мы, все-таки, надеемся, что суд образумится и примет, соответственно, правильное решение.

Марина Катыс:

Можем ли мы говорить о том, что российское судебная система создала прецедент, когда международная экологическая организация и международная правозащитная организация объединили свои усилия в связи с делом Пасько?

Иван Боков:

Да, безусловно. Российская правоохранительная и, в первую очередь, судебная система, работает удивительно плохо. Российские властные органы нарушают требования законов повсеместно. Так, например, я думаю, вы знаете, что суды первой инстанции должны состояться не позднее, чем через 40 дней поле подачи заявления - они не проходят. Прокуратура должна принимать решения о возбуждении уголовного дела в течение десяти суток с момента подачи заявления. Последним примером того, как прокуратура игнорирует требования людей, - это вопрос, связанный с уголовным делом по незаконному ввозу в Россию болгарского отработавшего ядерного топила. 14 декабря прокуратура Российской Федерации получила прямое, ясное и четкое заявление по этому поводу. До сих пор они не приняли решения. Они не отказали в возбуждении уголовного дела, и не возбудили его. ФСБ в России практически не хочет заниматься вещами, которые политически им не выгодны. Так, например, данные, которые представила комиссия по борьбе с коррупцией Госдумы, эти данные были направлены в Службу безопасности. Федеральная Служба безопасности в ответ на наш вопрос - а сделали вы что-то по ним, ответила - нет, мы проверки не проводили, поскольку нам это направили только для информации. И вот в рамках этой системы дело Пасько было практически последней каплей, когда международные организации просто вынуждены были объединить свои усилия с тем, чтобы система хоть как-то работала, или, по крайней мере, не уничтожала людей, которые пытаются защищать природу.

Петр Вайль:

Теперь слово - эксперту исследовательского отдела по проблемам прав человека в Российской Федерации правозащитной организации "Международная амнистия" Малколму Оксу.

Малколм Окс:

Мы считаем, что Григорий Пасько является "узником совести", то есть, он был наказан из-за того, что громко высказал свой протес против некоторой практики военно-морского флота Российской Федерации. В том числе, как он обнаружил, как они выкинули ядерное оружие в море, и он сам снимал фильм об этом, и писал протест об этом в газетах.

Наталья Голицына:

Скажите, какие меры предпринимает "Эмнисти Интернешнл" в связи со своим протестом?

Малколм Окс:

Во-первых, сразу же после приговора мы признали его "узником совести" и опубликовали срочную акцию. А срочная акция - это требование наших членов, их около одного миллиона по миру, чтобы они отправили письма протеста российским властям. И последнее событие - мы, вместе с организацией "Гринпис Интернешнл" соединились в заявлении президенту Путину, чтобы он сделал все возможное для освобождения Григория Пасько из-под стражи.

Наталья Голицына:

С вашей точки зрения, ситуация с Григорием Пасько - это изолированное событие, или вы считаете это симптомом общего ухудшения ситуации с правами человека в России?

Малколм Окс:

Я должен отметить, что положение с правами человека в России всегда напряженное. И дело Григория Пасько - не первое такое дело. Первым, если мы помним, было дело Александра Никитина, который также был офицером в морском флоте и страдал из-за того, что он писал и критиковал практику морского флота. Но есть и другие дела, пока мы не можем стопроцентно называть этих людей также "узниками совести", я имею в виду дела Моисеева, Сутягина, Данилова, и так далее. Другие дела, так называемые, шпионские дела, которые вызывают у нас озабоченность по поводу правосудия, по поводу использования секретных декретов, чтобы эти люди были признаны виновными. И мы, вместе с организацией "Гринпис Интернешнл", отправили открытое заявление президенту Путину, чтобы освободить Григория Пасько 27 февраля, что, как раз, является годовщиной вступления Российской Федерации в Совет Европы. Как вы, наверное, знаете, Совет Европы - это организация, которая базируется на уважении прав человека, и шесть лет назад Российская Федерация вступила в эту организацию. И тем более это - причина уважать права человека Григория Пасько, во-первых, его право на свободу слова, его право высказать свое мнение и публиковать информацию о плохих практиках российского военно-морского флота.

Наталья Голицына:

Исходя из вашего опыта, какую реакцию вы ожидаете от российских властей?

Малколм Окс:

Это очень сложно определить, поскольку дело Александра Никитина нам показывает, что эти дела могут затягиваться очень надолго. По-моему, это было около шести лет, когда российские власти пытались осудить Александра Никитина, но, в конце концов, он выиграл. Дело Пасько выглядит более отрицательным, но, на наш взгляд, он не виновен, и он должен быть освобожден немедленно.

XS
SM
MD
LG