Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники призывают организовать кампанию в поддержку Григория Пасько


Ведет программу Андрей Шарый. Участвуют российская правозащитница Елена Боннер, Генеральный секретарь международной организации "Репортеры без границ" Робер Менар, корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский.

Андрей Шарый:

Известная российская правозащитница Елена Боннер обратилась к членам оргкомитета состоявшегося в минувшем году в Москве Гражданского форума с призывом потребовать от президента России Владимира Путина немедленно освободить осужденного за измену родине военного журналиста Григория Пасько:

Елена Боннер:

Я призываю всех участников Гражданского форума, в первую очередь членов оргкомитета потребовать от президента - гаранта Конституции и участника Гражданского форума - немедленного освобождения, возможно, специальным указом, Григория Пасько и наказания организаторов этого позорного судилища. Вот, написав эти слова, я прекрасно понимала, что они никак не лежат в рамках судебно-правового решения. Они лежат в рамках необходимой стране справедливости. Мы без этого уже не можем. Дело Пасько, дела предыдущие шпионские, дела шпионские, идущие рядом - они же все напоминают то, что было в 30-х годах - тройки, где в общем суд полностью игнорировался и лишали согласно указу. А толпы на улицах аплодировали решениям вплоть до смертной казни. Так вот Гражданский форум - аплодировали президенту, у которого такое творится.

Андрей Шарый: 2001-й год был одним из самых плохих для свободы печати в мире. К такому выводу пришли сотрудники международной организации "Репортеры без границ", защищающие свободу печати, где бы она ни нарушалась. В ежегодном отчете, опубликованном в Париже, где находится штаб-квартира "Репортеров без границ", приводятся следующие цифры. В истекшем году при исполнении служебных обязанностей убит 31 журналист, 489 журналистов подверглись аресту, 110 человек были приговорены к различным срокам тюремного заключения, резко возросло число нападений на журналистов и угроз в их адрес. Из европейских стран печальный рекорд по количеству покушений на свободу печати совместно держат Украина и Белоруссия; особое внимание привлекло дело российского военного журналиста Григория Пасько. По словам генерального секретаря "Репортеров без границ" Робера Менара, его организация будет всеми доступными ей способами добиваться освобождения своего российского коллеги. С Робером Менаром беседовал корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский:

Семен Мирский:

Господин Менар, в последние месяцы вы написали большое количество писем протеста против наступления на свободу печати. Кому только вы не писали. Президенту Украины Леониду Кучме в связи с голодовкой журналистки телеканала "Эфир-1" из Луганска Ольги Кузнецовой, министру юстиции Белоруссии Геннадию Воронцову в связи с закрытием еженедельника из города Гродно по обвинению в диффамации, якобы направленной против белорусского президента Александра Лукашенко. Вы протестовали также против закрытия независимого телеканала КДК в Казахстане, против беспредела со стороны узбекских властей и не оставили, разумеется, без внимания дело российского военного журналиста Григория Пасько. Есть ли некий общий знаменатель у всех этих дел?

Робер Менар:

Вы знаете, со времени террористических актов, совершенных в Америке 11 сентября, режимы названных вами стран пришли к убеждению, что они могут вытворять у себя дома, все, что им заблагорассудится. Поскольку правительства этих стран заявили, что они солидарны с США и Европой в их борьбе против международного терроризма, то вот они и решили, что отныне ничто не может помешать им вести себя, как самые зловещие диктаторы. В Узбекистане, например, с тех пор, как узбекские власти заявили, что они, мол, тоже союзники западных демократий, никто уже не смеет сказать им - посмотрите, что вы вытворяете, как вы себя ведете.

А господин Путин, враз ставший другом и союзником Соединенных Штатов, он тоже, мол, партнер по коалиции, борющейся против терроризма. И с него, таким образом, взятки гладки. А Белоруссия с ее режимом, будто заимствованным из драмы гротеска или абсурда. Я, честно говоря, даже не знаю, что можно сделать в настоящее время, чтобы как-то изменить положение вещей в той же Белоруссии.

Семен Мирский:

Господин Менар, Вы обещали вернуться к делу российского журналиста Григория Пасько. Когда я узнал, о вынесенном ему приговоре, то, честно говоря, пришел в изумление, ибо думал, что, учитывая абсурдность выдвинутых против Пасько обвинений, суд его оправдает. А как вы реагировали на этот приговор?

Робер Менар:

Я тоже не ожидал такого приговора, полагая, что у российских властей было достаточно времени, чтобы как-то подготовить для себя выход из ситуации, в которую они сами себя в этом деле загнали. Оказалось же, что все точно наоборот. Что власти России убеждены, что сегодня они могут себе позволить действовать в атмосфере полной безнаказанности и могут использовать дело Григория Пасько, чтобы дать сигнал другим журналистам - вот, мол, где и вы можете оказаться в случае, если пересечете установленные нами линии и пределы. Так что, подчеркиваю, все указывает на то, что российские власти намерены использовать дело Пасько, как предлог для взятия под свой полный контроль совокупности российских средств массовой информации.

Семен Мирский:

Что вы еще можете сделать? Что надо сделать, чтобы Григорий Пасько как можно скорее был выпущен на свободу?

Робер Менар:

Прежде всего, об этом деле надо говорить, причем говорить не в форме лаконичной статьи в газете. Нужно развернуть настоящую кампанию в защиту Григория Пасько. Да, пресса писала об этом деле, но настоящей мобилизации, достойной названия кампании в его защиту, пока еще не было. Думаю, что прессе в этом деле отведена двоякая роль. Во-первых, разумеется, информировать общественность о деле Григория Пасько. С этой ролью пресса более или менее справляется, а вот что касается организации настоящей кампании в защиту российского журналиста, то никакой кампании мы пока не видим. Пресса в России и во всех других странах должна понять, что, защищая Григория Пасько, мы защищаем не только этого человека, но и вообще свободу всей российской печати.

XS
SM
MD
LG