Ссылки для упрощенного доступа

Конференция в Бонне - Северный Альянс против ввода в Афганистан миротворческих сил


Ирина Лагунина, Бонн:

Настроения в Бонне, где проходит конференция по будущему Афганистана, меняются от оптимизма, что соглашения удастся достичь, к более осторожным оценкам. После второго дня работы афганских делегаций представители ООН говорят "если удастся достичь соглашения". С призывом не преувеличивать роль и значение соглашений в Бонне выступил во вторник и глава Северного Альянса Бурхануддин Раббани.

Основное событие второго дня конференции в Бонне, похоже, состоит в том, что представители Северного Альянса открыто выступили против присутствия международных миротворческих сил в Афганистане. Об этом заявил на пресс-конференции Юнус Кануни, лидер делегации Альянса. Эта позиция основных афганских сил, сил, которые контролируют Кабул, ставит под вопрос саму возможность заключения какого бы то ни было соглашения в Бонне. Вопрос: как обеспечить безопасность в Афганистане - основной при формировании органов власти, даже переходных. Представители ООН сейчас говорят, что за столь короткий срок - за два дня - у делегаций не было времени обсудить вопросы безопасности. Вторая проблема, которая, как говорят, еще не поднималась, - роль и место короля в политической жизни Афганистана. Франциск Вендрелл, заместитель представителя Генерального Секретаря ООН в Афганистане:

Франциск Вендрелл:

Бывший король Афганистана пользуется полным, практически всеобщим уважением афганцев. С его популярностью не может соревноваться ни один политический лидер. Но это не означает, что все, у кого есть власть в Афганистане, согласны дать королю роль в политической жизни. Есть определенные указания на то, что большинство членов делегаций хотели бы, чтобы король играл определенную роль в политике жизни. Но это все, что можно сказать на данный момент.

Ирина Лагунина:

Глава Северного Альянса Бурхануддин Раббани уже заявлял о том, что готов видеть короля в стране, но только в качестве частного лица. Не поднимается или, скорее, избегается и вопрос о национальностях в Афганистане:

Франциск Вендрелл:

Вопрос о национальности больше поднимают люди со стороны, чем афганцы. Конечно, вопрос о национальности или вопрос о представительстве национальностей будет поднят позднее, но вы бы удивились, если бы узнали, насколько афганцы хотят определять себя в первую очередь как афганцы. Я не видел, чтобы кто-то из них сейчас считал, сколько пуштунов и сколько таджиков присутствует на переговорах. Но здесь присутствует смешанная группа. Может быть, какие то этнические меньшинства чувствуют себя несколько ущемленными, но вопрос о национальностях - этот вопрос для афганцев не настолько важен, насколько важен он для посторонних стран.

Ирина Лагунина:

О том же заявляют и представители делегаций. Мы говорили сегодня с главой кипрской делегации, представляющей иранских афганцев, Хумайюном Джариром:

Хумайун Джарир:

Здесь речь идет не о Туркменистане или об Узбекистане, не о туркменских пуштунах и не о таджиках. Мы призываем афганцев вообще не поднимать этого вопроса. Когда-то мы все считали Афганистан нашим общим домом и мы все жили как братья, не разговаривая на эти темы. Здесь присутствуют четыре группы, которые ни в коей мере не могут представлять весь афганский народ. Это и не входит в задачу делегаций. Задача - добиться временного урегулирования, поскольку нынешняя ситуация - ситуация исключительная, афганцам необходимо иметь временную администрацию. Совет Безопасности ООН согласился с тем, что эти четыре группы должны собраться вместе и вместе принять решение.

Ирина Лагунина:

Что же стоит в повестке дня переговоров на сегодняшний день? Картина по-прежнему выглядит довольно туманной, что, впрочем, объяснимо - многие участники переговоров смогли только вчера познакомиться друг с другом.

Франциск Вендрелл:

Давайте я поясню. В ходе этой встречи четырех делегаций мы ни в коем случае не решаем вопрос о составе нового правительства Афганистана. Что на самом деле мы пытаемся здесь решить, если это нам удастся, так это два вопроса. Первое: путь, который приведет страну к честным и справедливым выборам, в ходе которых люди сами определят форму своего правительства. Мы пытаемся создать временный, предварительный совет. Мы даже не называем его временным правительством, чтобы все понимали, что речь идет просто о временном органе, который смог бы управлять в это странное время, когда в Афганистане нет правительства, который смог бы привести к собранию Лойи Джирги. Когда соберется Лойя Джирга, она назначит переходную администрацию или, если хотите, переходное правительство.

Ирина Лагунина:

Заместитель специального представителя Генерального Секретаря ООН по делам Афганистана Франциск Вендрелл. Уже говорят о том, что следующая подобная встреча пройдет в Кабуле, на этом настаивает и Бурхануддин Раббани.

XS
SM
MD
LG