Ссылки для упрощенного доступа

Россия - США: состоится ли прорыв в отношениях


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:



В пятницу газета "Нью-Йорк Таймс" сообщила потенциально сенсационную новость о том, что США и Россия близки к прорыву по основной проблеме в их отношениях: противоракетной обороне и сокращению ядерных вооружений. Чуть позже советник президента Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс опровергла эти сообщения, сказав, что переговоры продолжаются, но соглашения пока не предвидится. Тем не менее, можно ли ожидать принципиально важных результатов от скорого американо-российского саммита в Техасе?

Вопрос содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета профессору Маршаллу Голдману: профессор Голдман, многие в России считают, что, предложив полную российскую поддержку США в борьбе с терроризмом, Владимир Путин сделал, по сути, исторический шаг навстречу США, пошел против инстинктов российского истеблишмента и может рассчитывать на адекватный ответ США. Как, по-вашему, эти действия могут восприниматься в Белом Доме, каким может быть его ответ?

Маршалл Голдман:

Администрация Буша без сомнения должна ответить, вопрос лишь в том, как далеко она готова пойти. Надо признать, что Владимир Путин предпринял некоторые шаги, которые почти невозможно было себе представить, например, закрытие станции электронного слежения на Кубе и военно-морской базы в Камрани. Такой жест требует ответного жеста, хотя бы ради того, чтобы поддержать российского лидера, меняющего внешнеполитическую ориентацию страны вопреки желаниям многочисленных критиков, среди которых министр обороны Иванов. Как на это отреагирует Белый дом - сказать очень трудно. Ходят слухи, что администрация может отложить осуществление идеи ПРО, особенно сейчас, когда все силы брошены на борьбу с терроризмом.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, как вы считаете, стоит ли российскому президенту рассчитывать на то, что Россия сможет, в самом деле, стать союзником США в результате этого кризиса, или их все же разделяет слишком много? Что может повредить этому сближению?

Маршалл Голдман:

Нужно осознавать, что несмотря ни на что остаются серьезные проблемы, которые заставляют многих в США держатся настороже в отношении России. Прежде всего, это беспокойство по поводу ситуации в Чечне, тревога относительно ограничения свободной прессы, что заставляет сомневаться в искренности намерений Владимира Путина. Еще одна серьезная проблема, разъединяющая Россию и Запад - нездоровый моральный климат в российской предпринимательской среде. Администрация Путина пока не доказала своей готовности бороться с коррупцией и преступной бизнес-практикой. Это - объективные проблемы, препятствующие сближению. Однако, надо сказать, что атаки 11 сентября настолько перетряхнули мир, что их геополитические последствия пока трудно осознать. Не исключено, что мы в самом деле находимся в условиях новой реальности, и мир делится ныне по принципу отношения к терроризму так, как десятилетия назад он разделился на советский и западный лагерь. В годы "холодной войны" США были готовы не замечать кое-что в действиях режимов, которые были на нашей стороне. Не исключено, что и сейчас мы будем готовы припудрить некоторые пятна на репутации наших партнеров.

XS
SM
MD
LG