Ссылки для упрощенного доступа

Ходжабахауддин - главная военная ставка Масуда


Аркадий Дубнов, Ходжабахауддин, Афганистан:

В Ходжабахауддине главная на сегодня военная ставка лидера Северного Альянса Ахмад-Шаха Масуда. Мы ждем его возвращения из Панджшерского ущелья, где он проводит какие-то важные встречи. Совсем недалеко, в 20 километрах к югу отсюда, линия фронта с Талибаном. Еще в 20 километрах от линии фронта административный центр провинции Тахор - город Талукан. Год назад, 6 сентября, талибы захватили этот стратегический транзитный пункт, через который силы Масуда получали боеприпасы и снаряжение из Таджикистана. Фронт в Тахоре, пожалуй, является на сегодня важнейшим для обеспечения дальнейших стратегических планов Масуда.

Сам Ходжабахауддин - выжженное солнцем жаркое и пыльное место. Здесь огромные лагеря беженцев из центральных и северных провинций Афганистана, в основном - из Талукана. Условия в лагере ужасающие: тентов от солнца катастрофически не хватает, температура в тени достигает 40 градусов. Не хватает продовольствия и чистой воды, люди болеют и умирают... Здесь же еще одна тюрьма, в которой содержатся военнопленные, захваченные Северным Альянсом во время боев с талибами. Среди них, как и в Панджшерской тюрьме, много пакистанцев.

Большинство жителей Ходжабахауддина - афганские узбеки, меньше таджиков, и совсем нет афганских туркмен, точно также, как и в Панджшере. Что касается туркменской темы в Афганистане, то вчера она неожиданно возникла во время встречи в Панджшере. Нас к себе в гости пригласил начальник секретариата Ахмад-Шаха Масуда Дауд Панджшери. В ответ на мой вопрос, где гарантии, что лидер Северного Альянса Масуд сумеет уберечься от новых распрей между союзниками, представляющими таджиков, узбеков, хазарейцев, пуштунов, туркмен, правая рука Масуда Дауд Панджшери стал объяснять, что гарантией от распрей является помощь в борьбе против талибов со стороны Ирана, России, Индии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. "А почему вы не упоминаете в этой связи Туркменистан"? - спрашиваю его. "Туркменистан нам не помогает, он скорее наблюдает и в каком-то отношении, может быть, помогает талибам, но эта помощь имеет экономическое, а не политическое значение. С точки же зрения политической Ашхабад ближе к Северному Альянсу", - говорит Дауд Панджшери. Он рассказывает, что встречался с президентом Туркмении Ниязовым в составе делегации Северного Альянса. "Страна и народ Туркмении прекрасны, может быть хорошо и руководство Туркмении, хотя сильно ощущается диктатура. Я понимаю, - продолжает Дауд Панджшери, - население там маленькое, а богатства природные огромные, и экономический крен в политике Ниязова может быть и правилен, но в будущем Ниязов не сможет обойтись без тесного союза с другими странами региона, особенно, когда существует серьезная угроза экстремистских сил по отношению к суверенитету Туркмении", - говорит Дауд Панджшери.

XS
SM
MD
LG