Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с Владимиром Гончариком


С единым кандидатом в президенты Белоруссии от гражданской коалиции Владимиром Гончариком беседует специальный корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов.

Михаил Соколов:

Вы обратились к Владимиру Путину с просьбой гарантировать свободу выборов в Белоруссии - почему, и была ли какая-то официальная реакция, или неофициальная?

Владимир Гончарик:

Нет, официальной реакции не было. Неофициальная такова, что Россия все хочет сохранить нейтралитет, хотя мне сейчас с трудом в это верится, судя по ситуации на российских телеканалах. Я обратился, потому что я исходил из следующего: внутри страны обеспечить нормальные, честные выборы практически невозможно, а в рамках союза с Россией, поскольку президентом, или руководителем этого образования является Путин - его слово действительно было бы весомым. Так ли это будет - не знаю. Не знаю, по одной причине: мне кажется, что Россия, правительство России, администрация президента, недооценивают той ситуации, которая сегодня сложилась в Белоруссии, в плане дискредитации самого слова "союз с Россией".

Михаил Соколов:

Российские олигархи хотят купить крупные пакеты акций белорусских предприятий. Насколько известно, они договариваются с нынешним президентом Лукашенко - как вы относитесь к этим планам? Вас что не устраивает, сами олигархи, или условия этих сделок?

Владимир Гончарик:

Меня не устраивает, что идет закулисная игра, за спиной трудовых коллективов - это первое. А второе - меня не устраивает, что, насколько я вот владею информацией по автомобильному заводу - идет просто сдача предприятия без технического перевооружения... естественного контроля за финансовыми потоками этого предприятия - это неприемлемо.

Михаил Соколов:

Вы бы хотели инвесторов серьезных?

Владимир Гончарик:

Да, я хочу инвесторов серьезных и независимо от происхождения - российского капитала или европейского.

Михаил Соколов:

Владимир Иванович, вы на митинге сказали, что белорусский нынешний режим преступный - вы считаете уже практически доказанным то, что по указанию власти были уничтожены политические противники режима - Гончар, Захаренко и так далее?

Владимир Гончарик:

У меня нет оснований сомневаться в достоверности документов - а там названы конкретные фамилии - Шейман, Сиваков и Павлюченко, а доказать степень их вины должен суд. А расследование не ведется, не ведется по вине Лукашенко - поэтому я делаю такой вывод.

Михаил Соколов:

Если режим преступный, то какие-то его институты требуют реформы или просто-напросто упразднения. Как вы будете, намерены, если станете президентом, строить отношения с КГБ, Комитетом Госконтроля, спецслужбами, спецназом, СОБРом - вот этой "гвардией Лукашенко"?

Владимир Гончарик:

Все будет в рамках закона, а проще - конституционной реформы. Мы должны принять сначала Конституцию, которая действительно отвечает на эти вопросы, то есть, разделение властей, баланс властей независимая судебная система, плюс реорганизация тех органов, которые вы назвали.

Михаил Соколов:

В какие сроки вы думаете это провести?

Владимир Гончарик:

Я думаю, где-то полгода.

Михаил Соколов:

Как президент вы избираетесь с определенными полномочиями, то есть, это значит, что вы от ряда полномочий готовы отказаться?

Владимир Гончарик:

Безусловно, но по принятии изменений Конституции, когда там будет реально это сделать. Потому что сегодня президент, по этой Конституции, не имеет права передавать никому свои полномочия. Это тоже надо иметь в виду. Мы должны действовать на правовой основе.

Михаил Соколов:

В Белоруссии нет выборности на уровне самоуправления, на уровне регионов, собираетесь ли вы здесь провести реформу?

Владимир Гончарик:

Обязательно. Такая жесткая централизация власти приводит только к одному - застою, бюрократии и взяткам. Должно быть развито местное самоуправление, мы будем это же делать, с тем, чтобы люди могли избирать руководителей местной власти, но, естественно, с учетом ошибок России мы сделаем так, чтобы можно было их контролировать, и, в случае необходимости, и освобождать.

Михаил Соколов:

Президенту?

Владимир Гончарик:

Должен быть смешанный механизм. В том числе должно быть право и у президента.

Михаил Соколов:

Парламент Белоруссии не признан коллегами в Европе, кроме России - вы собираетесь настаивать на необходимости досрочного переизбрания парламента?

Владимир Гончарик:

Я убежден, что до принятия изменений в Конституцию это нужно сделать. Это нужно сделать, чтобы он стал легитимным, это нужно сделать, чтобы ввести новую систему выборов, смешанную, чтобы партии могли чувствовать поддержку избирателей и реально выполнять свои функции - выращивание политиков - чего у нас сегодня практически нет, поскольку партии работают в условиях, которые весьма затрудняют их деятельность. И более того, я хочу, чтобы оппозиция приобрела парламентский оттенок, а не уличный.

Михаил Соколов:

Вас поддерживает широкая коалиция разнообразных политических сил - будет ли новое правительство коалиционным?

Владимир Гончарик:

Вопрос не в том, будет ли оно коалиционным, будут работать профессионалы, и правительство будет по своим функциям беспартийным, потому что должно выполнять функции чисто экономические, я бы сказал - хозяйственные, которые и предназначены правительству, а политика должна быть за пределами кабинетов министерств.

Михаил Соколов:

Вы называли несколько дней назад цифры рейтингов - ваш и Лукашенко близки. Официальная власть называет совершенно другие цифры - ваш рейтинг меньше рейтинга Лукашенко в 10 раз - на что вы ориентируетесь?

Владимир Гончарик:

На объективность и свои наблюдения, различные социологические исследования - там приведены цифры разные, но не те, которые указываются на РТР, и которые указывает власть - это смешно, конечно, это не так.

Михаил Соколов:

Но, тем не менее, есть ощущение, что готовится просто-напросто фальсификация, чтобы назвать эти цифры, которые называются как "цифры опросов", как результаты выборов - вы к этому готовы?

Владимир Гончарик:

Да, я знаю, что это готовится. Более того, я знаю, что на совещании была озвучена цифра - "победа Лукашенко в первом туре, 61 процент" - но это уже нереально. Мы действительно будем делать все, чтобы этого не случилось - такой массовой фальсификации, при досрочном голосовании, через наблюдение и, работая с избирательными комиссиями, потому что это совершается уголовное преступление, если будет фальсификация. Не скрою, мы будем вести параллельный подсчет голосов.

Михаил Соколов:

Люди могут выйти, недовольные фальсификацией, на улицу - что тогда вы будете делать?

Владимир Гончарик:

Я буду их поддерживать. Мы будем бороться за то, чтобы эти выборы - результаты были аннулированы - если такое совершится, но я думаю, что мы должны сейчас все сделать, чтобы не допустить такого состояния.

XS
SM
MD
LG