Ссылки для упрощенного доступа

Афганистан и Чечня - есть ли связь?


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют специальный корреспондент Радио Свобода в Афганистане Андрей Бабицкий и корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.

Петр Вайль:

В Афганистане работает наш специальный корреспондент Андрей Бабицкий:

Андрей Бабицкий:

Я нахожусь в Южном Афганистане в городе Джабуль-ус -Сирадж, где располагается штаб командования Северного Альянса. Я побывал на линии фронта возле города Баграм. Постараюсь дать общую картину событий - на севере Афганистана они развиваются уже далеко не так стремительно, как еще несколько дней назад. Наступление на северную столицу страны Мазари-Шариф пока приостановлено. Генерал Рашид Дустум - один из наиболее успешных военных лидеров Северного Альянса, застрял на равнине, где продвигаться ему намного тяжелее, нежели в горах, которые его группа сумела пройти буквально за два-три дня. Кроме того, талибы в последние дни активно используют авиацию. Однако, как утверждают военные источники антиталибской коалиции, их контрнаступление не имеет сколько-нибудь значительного успеха. Все захваченные в ходе последних операций населенные пункты и стратегические позиции прочно удерживаются подразделениями Альянса. В провинции Тахар силам командующего министерства обороны правительства Раббани генерала Фахима удалось почти без боев блокировать город Тулукан, в котором еще год назад была резиденция президента Афганистана Раббани. Это значит, что на одном из наиболее важных участков афгано-таджикской границы подразделениям антиталибской коалиции удалось продвинуться вглубь Афганистана на десятки километров.

Южный фронт пока безмолвствует, хотя от линии фронта протянувшейся у города Баграм, до Кабула всего около 25 километров. Это направление полностью готово к штурму столицы Афганистана и генералы лишь ожидают приказа, который, по некоторым данным, может последовать в ближайшие два дня. Я был на позициях Северного Альянса. Командующий Кабульским направлением генерал Бабаджан, один из ближайших соратников Ахмад-Шаха Масуда, сказал мне, что располагает достаточными силами, чтобы быстро взять Кабул. Через горы из Кабула продолжают уходить молодые афганцы, которые могут выдержать тяжелый двухдневный переход. Проводимая талибами насильственная принудительная мобилизация мужского населения уже заставила покинуть столицу тысячи мужчин. Город опустел. Большая часть населения ушла в Пакистан, куда добраться легче...

Петр Вайль:

Предлагаю вам, Андрей, послушать материал нашего корреспондента в Вашингтоне Владимира Абаринова и выступить скорее в роли специалиста по Чечне. Представители администрации США выразили надежду на начало политического диалога между сторонами в Чечне:

Владимир Абаринов:

Должностные лица США сделали в среду ряд заявлений по поводу конфликта в Чечне и присутствия там международных террористов. Первым эту тему затронул на своем регулярном брифинге пресс-секретарь Белого Дома Ари Фляйшер:

Ари Фляйшер:

Чеченское руководство, как любые ответственные лидеры в мире, должно немедленно и без всяких условий разорвать все контакты с международными террористическими группировками, такими как организация Усамы Бин Ладена "Аль Каида". В то же время, США уже давно говорят о том, что единственное решение в Чечне - решение политическое. Политический процесс с целью урегулирования конфликта.

Владимир Абаринов:

По словам Фляйшера, присутствие на территории Чечни международных террористов не вызывает сомнения у США. Вместе с тем он подчеркнул, что позиция Вашингтона в отношении соблюдения прав человека в Чечне и проведения политического диалога остается неизменной. Представитель Госдепартамента Ричард Баучер, в свою очередь, отметил, что США считают обнадеживающим знаком ответ Аслана Масхадова на заявления Владимира Путина:

Ричард Баучер:

Мы видим и ответ чеченской стороны - заявление господина Масхадова о том, что он направляет своего посланца для встречи с представителем президента Путина на Северном Кавказе. Мы приветствуем с его готовность вступить в диалог с президентом России. Как бы то ни было, это первые позитивные шаги за многие месяцы этого конфликта. Мы верим в то, что президент Путин сделал искреннее предложение чеченской стороне. И мы надеемся, что быстрый ответ господина Масхадова демонстрирует и его искреннее стремление работать ради установления продолжительного мира в этом регионе.

Владимир Абаринов:

Наконец, к чеченской проблеме обратился президент Буш, встречаясь в Белом Доме с лидерами американских мусульман:

Джордж Буш:

Что касается террористов в Чечне - арабских террористов, связанных с организацией "Аль-Каида", думаю, они должны предстать перед правосудием.

Владимир Абаринов:

Джордж Буш также сказал, что он ожидает от Москвы уважения фундаментальных прав человека в Чечне:

Джордж Буш:

Я полагаю, для президента Путина важно проявлять уважение к чеченскому меньшинству в его стране, уважение к правам человека и к различным мнениям, например, по поводу религии. Я надеюсь, что президент России, имея дело с организацией "Аль-Каида" будет также уважать права человека внутри страны.

Владимир Абаринов:

Представители администрации выразили благодарность президенту Путину за его предложение использовать воздушное пространство России в ходе антитеррористической кампании. "Россия, - сказал, в частности, Ари Фляйшер, - способна внести важный вклад в общую борьбу с международным терроризмом и в то же время продемонстрировать, что она уважает суверенитет и независимость своих соседей".

Петр Вайль:

Андрей Бабицкий, итак, американские власти не сомневаются в том, что представители международного терроризма находятся, бывают в Чечне. Я думаю, в этом действительно сомнения нет, в конце концов, эти исламские фундаменталисты, экстремисты работают широким веерным захватом, как в свое время большевики с мировой революцией, достигая своей цели - но можно ли всерьез говорить о непосредственных военно-политических контактах?

Андрей Бабицкий:

Я думаю, что в данном случае можно устанавливать лишь умозрительные связи, поскольку, ну, да, известно о том, что идеология радикального крыла сопротивления во многих позициях совпадает с идеологией движения Талибан - "джихад", борьба за "чистый ислам". Собственно говоря, какие-то контакты с представителями радикальных мусульманских организаций в довоенный период еще у тех лидеров, которых принято именовать лидерами ваххабитского движения в Чечне, были, в частности, я помню, что в Дагестан приезжал для встречи с Мовлади Удуговым Луис Фаррахан. Мне кажется, что такого рода контакты, может быть, и есть. Но все-таки, те основания, которые приводятся российскими спецслужбами в доказательство того, что эти контакты безусловны, мне кажутся абсолютно недостаточными. Мне кажется в речи президента Буша все-таки наиболее важной та часть, где он говорит о необходимости соблюдения прав человека. Что касается предложения Владимира Путина, то я не вижу в нем ничего нового, потому что, собственно, переговоры на условиях полного разоружения - это условие, которое ставилось с самого начала военных действий - это не переговоры, а требование капитуляции. Поэтому мне представляется, что говорить о каких-то новых инициативах российского президента преждевременно.

XS
SM
MD
LG