Ссылки для упрощенного доступа

Талибы, права человека и миссионерство в современном мире


Сергей Данилочкин:

Представители руководства талибов отказались снова встретиться с западными дипломатами, прибывшими в Кабул, чтобы добиться свидания с восемью арестованными иностранцами - сотрудниками международной гуманитарной организации. Четверо граждан Германии, двое американцев и двое австралийцев были арестованы якобы за пропаганду христианства, которая жестко карается в Афганистане. Рядом со мной в пражской студии Радио Свобода мой коллега Джованни Бенси. Мы обсуждаем эту тему.

Джованни, как известно, у власти в Афганистане сейчас режим достаточно клерикальный, несмотря на то, что талибы вроде бы являются светскими лидерами. Возникает вопрос: вообще, насколько возможна и насколько эффективна, и насколько нужна такая миссионерская деятельность в современном мире?

Джованни Бенси:

Понимаете, в исламе действительно отступничество от веры считается по шариату преступлением, и в некоторых случаях карается даже смертью. Миссионерство присуще всем религиям, собственно говоря. Ислам - это отдельная история, потому что исламского миссионерства, такого, как существует христианское миссионерство, в исламе нет. В исламе миссионерство делается только джихадом, только мечом. И на самом деле все мусульманские страны стали таковыми в результате завоеваний, сначала арабского халифата. Потом других. За редким исключением - Индонезия стала, например, исламской не в результате военного завоевания.

Хотя миссионерство присуще всем религиям, я думаю, что сегодня этот вид деятельности религиозных организаций теряет актуальность, на самом деле. Даже христианские католические милиционеры в Африке, например - это классическая земля миссионерства - они занимаются, в первую очередь и главным образом, гуманитарной деятельностью, потом, конечно, проповедуют Христа, но это уже не самая главная их задача. Кроме того, сегодня, конечно, есть проблема прав человека - каждый человек имеет право исповедовать определенную религию, свою религию, но имеет и право менять эту религию, в конце концов. Поэтому, запрет на миссионерство, несомненно, в любой стране, и независимо от религии и веры тех, кто это делает - запрет на миссионерство нарушает права человека.

Мы знаем, как в России сейчас православная церковь протестует против прозелитизма католической церкви. Я думаю, что это преувеличено, потому что организованной деятельности по распространению католицизма в православных странах сегодня как таковой нет. Сейчас другие времена, и я думаю, что если даже что-то в какой-то форме и есть, то я думаю, с точки зрения целесообразности, христианским церквам было бы хорошо отказаться от такой деятельности по отношению друг к другу. Но, в то же время, остается право человека обращаться в любую религию, если он это считает нужным. В конце концов, один из крупнейших православных богословов прошлого века - Оливье Клеман - француз, который написал книги "О духовности икон", например или "О богословии молитвы Господней"... И вот известный тоже случай - есть бывший коммунистический интеллектуал француз Роже Гароди, который обратился в ислам. Я думаю, что действительно сегодня миссионерство как таковое не имеет большого смысла. Тем более, что, в конце концов, религии выражают одни из те же ценности. Но должно сохраниться право любого человека выбирать религию, которую он желает исповедовать, или не выбирать никакой религии.

XS
SM
MD
LG