Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборная кампания в Белоруссии превратилась из "ярмарки невест" в выбор пути


Дмитрий Волчек:

Со мной в студии сотрудник Белорусской редакции Радио Свобода Марат Дымов. Марат, на ваш взгляд, как скажется решение Семена Домаша о снятии своей кандидатуры на шансах на президентских выборах главного оппозиционного кандидата Владимира Гончарика? Можно ли вообще сказать, что голоса Домаша автоматически отойдут Гончарику?

Марат Дымов:

Вы знаете, я думаю, что и об этом говорилось уже давно, что выдвижение единого кандидата в президенты от оппозиции, от альтернативы - это едва ли не единственный и самый серьезный шанс оппозиции. Дело тут даже не в том, отойдут ли голоса Домаша Гончарику, тем более, что я думаю, что они как раз и отойдут. И отойдут не потому, что люди последуют призыву Семена Домаша голосовать за Гончарика, а потому, что снятие Домашем своей кандидатуры переводит предвыборную кампанию из формы "ярмарки невест" - кто лучше, кто хуже - в выбор пути. Люди выбирают, или одно, или другое. В данном случае ситуация в чем-то похожая на ситуацию в 1996-м году в России, когда многие люди делали выбор в пользу Бориса Ельцина, хотя не испытывали к нему особых симпатий, но они понимали, что иначе будет Геннадий Зюганов, иначе придут коммунисты. В этом смысле снятие кандидатуры Семена Домаша, скорее всего, приведет к тому, что люди будут голосовать не столько за Владимира Гончарика, сколько за явственную альтернативу. В Белоруссии довольно популярный был во время предвыборной кампании вопрос: "Если не Лукашенко, то кто?" Вот на этот вопрос есть ответ.

Дмитрий Волчек:

"Я несу перед собой на своих мужских руках это еще неокрепшее создание - нашу Беларусь, как хрупкую и нежную девчушку - нашу синеокую Беларусь", - такими словами Александр Лукашенко завершил во вторник свою официальную предвыборную программу. Как воспринята эта программа белорусским электоратом, и как можно оценить ход предвыборной кампании нынешнего президента, насколько его тактика была убедительной?

Марат Дымов:

Я думаю, что предвыборная кампания, предвыборные программы в наших странах вообще играют достаточно второстепенную роль. Что касается программы Лукашенко, если формулировать ее очень кратко, то можно сказать: "Никаких изменений не будет, будет так примерно так, как было прошедшие 7 лет". В своей программе он пытался, скажем, делать некие поклоны в адрес предпринимателей, обещано, что будет некая либерализация, некая более упрощенная система регистрации предприятий, но я думаю, что на своем опыте предприниматели знают, что такое либерализм теперешней белорусской власти. Они помнят, как Александр Лукашенко называл их "вшивыми блохами". И можно даже сослаться - вы говорите о ходе предвыборной кампании - предвыборная кампания происходит таким образом, что сейчас налоговая инспекция конфискует в массовом порядке компьютеры, компьютерную технику у независимых центров, у редакций независимых газет - вот как соблюдаются во время предвыборной кампании права бизнеса, права частной собственности. И поэтому, я думаю, в данном случае тот, кто верил Александру Лукашенко, тот, кто верил, что он попытается заморозить ход истории - тот и продолжает ему верить после опубликования этой программы. Ну а тех, кто придерживался противоположных взглядов - вряд ли их существенным образом переубедила программа действующего главы государства.

Дмитрий Волчек:

В российской газете "Новые Известия" опубликованы отрывки из аналитической записки, якобы подготовленной в администрации Лукашенко. В записке говорится, что при возникновении ситуации паритета голосов не рекомендуется форсировать объявление окончательных итогов - параллельно должны быть организованы выступления патриотически-настроенных граждан, которые выскажут мнение о несомненной победе нынешнего президента. На ваш взгляд, действительно ли аутентичен этот документ, можно ли ему доверять, и всерьез ли такой вариант развития событий рассматривается в администрации президента, и вообще, возможен ли он?

Марат Дымов:

Вы знаете, я думаю, по опыту и России, и Украины, и Белоруссии - во время предвыборных баталий довольно часто возникают такого рода документы и достаточно часто трудно сказать, то ли это действительные документы, то ли искусно сделанные пиартехнологии оппонентов, в данном случае - главы государства. Но что касается того, может ли такое в принципе быть, я бы сказал: скорее, да. Во-первых, тут вообще стоит сказать, что штабы, политические или военные, должны разрабатывать самые разные варианты, в том числе и маловероятные. Во-вторых, некоторые выступления самого главы государства, в частности, когда он несколько недель назад выступал перед руководителями исполнительной власти, он говорил о возможности заговоров, о том, что ему доносят, что премьер-министр, глава администрации входят в какой-то заговор, что ему советовали их арестовать, но вот он их не арестовал по своей доброте и вере в их порядочность... Подобные заявления свидетельствуют о том, что, по крайней мере, субъективно и сам глава государства, и, возможно, люди в его окружении чувствуют опасность. Они, возможно, даже преувеличивают эту опасность, но само это ощущение, что можно потерять все в одночасье, возможно и подталкивает к разработке такого рода планов на случай критической ситуации.

XS
SM
MD
LG