Ссылки для упрощенного доступа

Российско-грузинский спор вокруг военных баз


Георгий Кобаладзе, Тбилиси:

Заместитель министра иностранных дел Грузии Георгий Бурдули заявил, что на российско-грузинских переговорах по военным вопросам, состоявшихся в Москве, Россия заняла непримиримую позицию по ключевым вопросам и фактически отказалась от выполнения Стамбульских договоренностей.

Сразу после саммита тысячелетия ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999-го года, где был подписан адаптированный договор о сокращении обычных вооружений в Европе и соответствующие соглашения о выводе российских войск из Грузии и Молдовы, в московском политическом истеблишменте заговорили о том, что эти обязательства противоречат национальным интересам России, и их не следует выполнять. Это было не просто мнение отдельных депутатов Госдумы. В процессе смены власти в России, когда в Кремле появился новый хозяин, такие настроения трансформировались в целенаправленную политику. Москва всячески пыталась и пытается заставить Грузию согласиться с определенной ревизией Стамбульских договоренностей, не выходя при этом за рамки Договора об обычных вооружениях в Европе и фланговых ограничениях. Были задействованы и визовый режим, и энергетические рычаги давления.

До 1 июля 2001-го года Россия должна окончательно закрыть две свои базы - в пригороде Тбилиси Вазиани и Гудауте в Абхазии. Вопрос с Вазиани, казалось бы, решен. На днях будет акт передачи-приема недвижимого имущества. Сложнее обстоят дела с Гудаутской базой. Местное абхазское население, в основном - женщины, старики и дети, перекрыло все дороги из Гудауты в Россию, требуя или оставить российскую военную часть в Гудауте, или передать военную технику вооруженным силам Абхазии. В Тбилиси происходящее считают спектаклем и настаивают на выводе войск до 1 июля. Но если Гудаутская база не будет закрыта до 1 июля, то, по словам министра иностранных дел Грузии, Георгия Бурдули, Тбилиси обвинит Россию в нарушении Стамбульских договоренностей и может дезавуировать свое согласие на временное базовое размещение российских военных группировок в Ахалкалаки и Батуми. Именно этот вопрос и является самым сложным. Россия заявляет, что ей необходимо 14 лет для закрытия Ахалкалакской и Батумской баз, тогда как Грузия считает, что для этого достаточно трех лет.

XS
SM
MD
LG