Ссылки для упрощенного доступа

"Постсоветское пространство как категория исчезает..."


Ведущий программы "Темы недели" Дмитрий Волчек беседует об итогах неформального саммита СНГ в Алма-Ате с обозревателем Радио Свобода Виталием Портниковым.

Дмитрий Волчек:

Виталий, что изменил алма-атинский саммит СНГ в соотношении сил на постсоветском пространстве?

Виталий Портников:

Я думаю, что саммиты СНГ вообще немногое меняют в соотношении сил в бывшем СССР, но этот саммит, мне кажется, важен уже потому, что Владимир Путин признал, ясно признал существование других влиятельных сил на этом постсоветском пространстве тогда, когда сказал, что пребывание американских военных специалистов в Грузии...естественно и нормально... Стоит вспомнить, что на протяжении последних 10 лет Россия рассматривала постсоветское пространство прямо или косвенно как зону собственного влияния, и даже самые серьезные критики СНГ, которые считали, что эта организация недееспособна, с подобной постановкой вопроса были согласны. Россия действительно играла весьма серьезную роль в определении всех процессов, происходивших в соседних странах. Сегодня это уже не так. Сегодня становится очевидным, что от российской позиции зависит немногое. Россия не может повлиять на решение Тбилиси приглашать к себе специалистов из США; Россия может, конечно, выражать поддержку молдавскому президенту Владимиру Воронину, но реально он в своих действиях вынужден все-таки считаться с той политической реальностью, которая происходит в его стране. И поддержка президентов стран СНГ, опять-таки, немногое меняет.

Так что, можно сказать, что постсоветское пространство как категория исчезает. Бывшие советские республики сейчас относятся к различным геополитическим пространствам. К одному - страны Центральной Азии, к другому - страны Закавказья, к третьему - страны Восточной Европы, и, наконец, Россия. Россия сегодня тоже относится к другому пространству. Ее втягивают в пространство западной цивилизации, в пространство безопасности, которое необходимо построить после терактов 11 сентября. И вот Владимир Путин и его коллеги идут немножко по другому пути, когда говорят, что хотели бы, прежде всего, экономической интеграции, создания некоего союза газопроизводителей и газопереработчиков. Если бы руководители бывших советских республик, включая российских лидеров, поняли бы, что реальный путь развития - экономический, и в 1991-м году не мечтали бы о восстановлении на обломках поверженной коммунистической империи некоего нового сверхгосударства, возможно, все бы жили счастливее, и граждане бывшей метрополии - Российской Федерации, и граждане тех стран, которые освободились в 1991-м году, и, наконец-то, смогли провозгласить независимые государства на территории бывшей империи.

XS
SM
MD
LG