Ссылки для упрощенного доступа

Решение женевской прокуратуры о закрытии дела Павла Бородина


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в альпийском регионе - Дмитрий Атлас, в Минске - Виталий Цыганков, и в Москве - Любовь Чижова, она беседовала с адвокатом Павла Бородина Элеонорой Сергеевой.

Андрей Шарый:

Швейцарский прокурор приговорил государственного секретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина к уплате штрафа в размере 300 тысяч франков. Законы Швейцарии разрешают обвинению налагать подобные наказания без разрешения суда. Дело Бородина закрыто, его адвокаты могут подать апелляцию. Рассказывает наш корреспондент в альпийском регионе Дмитрий Атлас:

Дмитрий Атлас:

То, что возбужденное в Швейцарии уголовное дело о коррупции, в котором фигурировал Павел Бородин, закрыто, подтвердил во вторник генеральный прокурор Женевы Бернар Бертосса. По сообщению швейцарской радиостанции "Свисс Рэдио Интернейшенел", женевский суд признал Бородина виновным в отмывании через швейцарские банки денег на общую сумму в 38 миллионов швейцарских франков, полученных в качестве комиссионных от зарегистрированных в Швейцарии компаний "Мабетекс" и "Мерката" в обмен на предоставление им выгодных контрактов на строительные работы в Кремле. На Бородина наложен штраф в 300 тысяч швейцарских франков. К денежным штрафам приговорены также двое банковских служащих и один адвокат. По словам Бертоссы, об этом решении и о том, что оно может быть обжаловано в течение 14 дней, Павлу Бородину было сообщено в понедельник.

Адвокаты Бородина указывают, что ответ на вопрос о том, будет ли подан протест по поводу вынесенного в Женеве вердикта, сможет быть дан лишь после того, как им и их подзащитным станут известны основания прекращения дела и детали судебного решения. По мнению Винсента Салари, одного из женевских адвокатов Павла Бородина, решение суда свидетельствует о том, что выдвинутые против Бородина обвинения не имели под собой достаточных оснований. Гора родила мышь - отозвался Салари о судебном вердикте. Салари напомнил, что Бородин отвергал все, что ему инкриминировалось женевской прокуратурой, однако, не исключил, что штраф все же будет выплачен.

Поскольку срок полномочий Бернара Бертоссы истекает через месяц, нет сомнений в том, что он стремился как можно скорее завершить дело. Официальных комментариев по поводу решения суда Бернар Бертосса пока не дал, отметив лишь, что при максимальном согласно закону штрафе в один миллион франков сумма в 300 тысяч отнюдь не является незначительной.

Расследование дела, получившего наименование "Бородин и другие", велось в Швейцарии более двух лет и получило широкую огласку. Особое внимание к нему было привлечено в январе прошлого года, когда по запросу швейцарской прокуратуры Павла Бородина задержала в нью-йоркском аэропорту американская полиция.

Андрей Шарый:

О решении прокурора Павел Бородин узнал на пути в Минск, где в среду он провел переговоры с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Рассказывает наш корреспондент Виталий Цыганков:

Виталий Цыганков:

Известие о вынесенном ему штрафе в 300 тысяч франков госсекретарь Союзного государства Беларуси и России Павел Бородин встретил в поезде по дороге в Минск. В Белорусской столице Бородин сегодня обсуждал с Александром Лукашенко Конституционный акт союзного государства и другие интеграционные вопросы. Встреча прошла за закрытыми дверями, и после ее окончания ни Лукашенко, ни Бородин не затрагивали тему швейцарского суда. Правда, позже на встрече с белорусским вице-премьером Андреем Кобяковым Павел Бородин все-таки высказался насчет швейцарского дела. "Никогда никакого дела не было. Это был заказ определенных политических сил России", - заявил госсекретарь.

Между тем, у многих в Белоруссии отношение к Бородину в лучшем случае ироническое. Вот что сказал в интервью для нашего Радио депутат нижней палаты белорусского парламента, бывший заместитель главы администрации президента Белоруссии Иван Пашкевич:

Иван Пашкевич:

Самым великим комбинатором среди высших должностных лиц России и Белоруссии - я лично так оцениваю Бородина и считаю его одним из самых несерьезных людей. Человек, который подобно герою Ильфа и Петрова разъезжает по городам и весям Беларуси и России с такими одиозными предложениями, как, например, в Смоленске создание столицы союзного государства. Ну а то, что касается его швейцарского так называемого дела - вы знаете, конечно, люди с такой подмоченной репутацией, как у Бородина, своим присутствием даже на уровне любого государственного учреждения являются дискредитацией этого учреждения.

Виталий Цыганков:

Возможно, после окончания швейцарского дела Бородин с новой энергией начнет выдвигать очередные фантастические проекты.

Андрей Шарый:

Адвокат бывшего управляющего делами администрации президента России Элеонора Сергеева считает, что решение швейцарской прокуратуры не означает признания виновности обвиняемого. По закону только суд вправе решить, виновен Бородин, или нет. С Элеонорой Сергеевой беседовала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Элеонора Сергеева:

Вы знаете, конечно, это вопрос, в первую очередь, к швейцарской прокуратуре, почему она прекратила, именно в этот момент. Как вы знаете, буквально на днях мы ожидали назначения заседания обвинительной палаты, на которой должны были рассматриваться ходатайства защиты, в частности, о вызове дополнительных свидетелей и ходатайства о нарушениях, которые были допущены в ходе следствия. И вместо заседания обвинительной палаты мы получаем решение Бертоссы. Если это решение вступит в силу, то обвинительная палата уже не будет собираться. Не дожидаясь этого решения, которое, мы полагали, было бы в нашу пользу, выносится постановление о прекращении дела. Прекращается дело, закрываются все процедуры, которые проходили по делу. Такое решение, в соответствии с законодательством кантона Женевы, прокурор, действительно, может принять. Однако, это - решение прокурора, это не судебное решение, и, как вы знаете, презумпция невиновности существует во всех странах мира, и сказать, виновен человек или не виновен, может только суд.

Любовь Чижова:

То есть, вы будете ждать какого-то судебного заседания?

Элеонора Сергеева:

Мы не будем ждать судебного заседания. Как мы будем поступать дальше, мы решим после того, как мы проговорим все с нашим клиентом, его нет в Москве, и текст решения он еще не видел. Однако, что касается суда, если это решение не будет обжаловано, никаких больше процедур, ни допросов, ни даже заседания обвинительной палаты, которого мы так ждали, ничего этого не будет.

Любовь Чижова:

То есть, вы намерены в принципе опротестовывать вердикт швейцарской прокуратуры?

Элеонора Сергеева:

Вы знаете, такое решение не принято. Мы размышляем сейчас, оцениваем это решение. С одной стороны, здесь есть свои "за", с другой стороны, свои "против". Этим решением наложен штраф - это минус. Но плюс в том, что закрыты все процедуры. И если мы соглашаемся и обжалуем, то мы, тем самым, соглашаемся с ведением вообще каких-то процедур в Швейцарии. Если вы помните судьбу этого дела, то с самого начала, еще с того момента, когда Пал Палыч оказался в Штатах, мы говорили о том, что это дело вообще не могло быть возбуждено, даже в Швейцарии, потому что Швейцария не имеет никакой юрисдикции вести это дело.

Любовь Чижова:

Если Павел Бородин выплатит штраф, то с него снимаются все претензии швейцарской прокуратуры?

Элеонора Сергеева:

Вы знаете, этим решением, а оно достаточно своеобразно с юридической точки зрения, этим решением уже сейчас снимаются все вопросы, и налагается штраф. Но есть ряд технических моментов, по выплате штрафа, например, если нет денежных средств, то что, они, как в России, будут вычитаться из зарплаты?.. И какие-то еще моменты, назовем их юридической техникой, они будут обсуждаться, а мы будем консультироваться с нашими коллегами в Швейцарии. И, естественно, многое будет зависеть от решения самого Бородина.

Любовь Чижова:

То есть, вас не устраивает формулировка, что Павел Бородин признан виновным?

Элеонора Сергеева:

Такой формулировки быть не может. И это я говорю не потому, что я - его адвокат, а я говорю это потому, что это написано во всех учебниках, написано во всех кодексах каждой страны мира, что решение о виновности человека может принять только суд, а не прокуратура. Это мнение прокуратуры... А мнение Бертоссы - мы не удивлены его мнением, хотя, в некотором смысле, когда мы ждали, что сейчас палата рассмотрит наше ходатайство, в некотором смысле это было неожиданно. Но, тем не менее, мнение Бертассы, что он считал Бородина виновным в чем-то, непонятно в чем, для нас, честно говоря, до сих пор неясно - такое решение мы не считаем признанием вины, и никто не может считать его признанием вины.

Любовь Чижова:

Ваши дальнейшие действия?

Элеонора Сергеева:

Наши дальнейшие действия просты: мы должны сесть с клиентом, еще раз с ним прочитать решение, ответить на его вопросы и принимать решение.

XS
SM
MD
LG