Ссылки для упрощенного доступа

Новое обострение ситуации вокруг Абхазии и российских миротворцев


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе и обозреватель РС Олег Кусов.

Андрей Шарый:

Четверо российских военнослужащих, захваченных в понедельник в Гальском районе Абхазии грузинским партизанским отрядом "Лесные братья", освобождены в среду после нескольких часов переговоров. "Лесные братья" согласились отпустить заложников в обмен на освобождение двух грузинских партизан, которых российские миротворцы ранее передали в руки абхазских властей. Рассказывает наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе:

В Гальском районе Абхазии, граничащим с Зугдидским районом Грузии, уже несколько лет, практически с момента окончания широкомасштабных боевых действий и поражения грузинских правительственных войск, действуют грузинские диверсионные, или, как их называют в Тбилиси, партизанские формирования, состоящие из грузинских беженцев - уроженцев той же Абхазии, которые считают, что только с оружием в руках они могут проложить себе дорогу домой. Наиболее известны из этих групп два формирования: "Лесные братья" и "Белый легион". Раньше они никогда не нападали на российских миротворцев, хотя и делали угрожающие заявления, обвиняя их в том, что они помогают сторонникам отделения Абхазии от Грузии. Но на прошлой неделе близ села Пичора Гальского района Абхазии отряд российских миротворцев столкнулся с группой грузинских диверсантов - жителей Гали. Интерпретация дальнейших событий субъективна с обеих сторон. Российские "голубые каски" заявляют, что грузины обстреляли их из засады, и они были вынуждены вступить в бой. Представители грузинских партизан, наоборот, утверждают, что именно они попали в засаду, устроенную российскими миротворцами по заказу абхазских сепаратистов. Фактом является то, что в результате боя двое грузинских партизан были убиты на месте. Еще два, в том числе один раненый, взяты в плен, тогда как среди российских военнослужащих пострадавших не было. Двое задержанных были немедленно доставлены в Гали в штаб российских миротворцев и затем переданы абхазской стороне. В Сухуми их собирались судить по обвинению в террористической деятельности против Абхазии. Однако в понедельник поздно вечером группа грузинских диверсантов в Гальском районе разоружила патруль российских миротворцев и захватила в плен четырех военнослужащих, в том числе трех офицеров.

Эдуард Шеварднадзе, находящийся в это время в Брюсселе, заявил журналистам, что власти Грузии сделают все для освобождения заложников. Но глава государства, как и председатель парламента Нино Бурджанадзе, обвинил миротворцев в нарушении принципа нейтралитета, имея в виду, по всей видимости, первой столкновение, ставшее начальным звеном в цепочке событий.

В западно-грузинский город Зугдиди по заданию президента прибыли заместители министров обороны, внутренних дел и госбезопасности. Естественно, сразу возникло предложение обменять российских военнослужащих на пленных грузинских диверсантов. После нескольких часов интенсивных переговоров абхазская сторона дала согласие на подобный обмен. На это мало кто надеялся, и следует заключить, что ни в Сухуми, ни в Москве не желают обострять обстановку. Однако произошедшее стало убедительным аргументом для радикалов в парламенте Грузии. После бурных дебатов высший законодательный орган страны принял за основу постановление, в котором вновь инициировал вопрос о выводе миротворческого контингента России из зоны грузино-абхазского конфликта на том основании, что российские миротворцы не обеспечивают возвращение в Абхазию грузинских беженце, а наоборот, помогают сухумским властям организовывать все новые этнические чистки.

Андрей Шарый:

Как "грубую провокацию" расценили в Совете Безопасности России захват миротворцев в Гальском районе. Согласно сообщениям ряда российских изданий, подобное заявление сделал некий высокопоставленный политик в Москве. Тему продолжит Олег Кусов:

Олег Кусов:

В заявлении представителя Совета Безопасности России по поводу инцидента в Гальском районе резкой критике подверглась позиция официального Тбилиси. Некий высокопоставленный сотрудник Совета Безопасности фактически обвинил Эдуарда Шеварднадзе в поддержке грузинских партизан, которые, якобы, постоянными нападениями на миротворцев, срывают мирное урегулирование грузино-абхазского конфликта. По всей видимости, Москва намекает на то, что грузинский партизанский отряд "Лесные братья" находится под контролем официального Тбилиси. По версии Москвы, это означает, что за похищением российских военных в Гальском районе стоят не столько партизаны, сколько некие грузинские политические круги. Если развивать эту мысль дальше, можно предположить, что грузинские власти всячески пытаются вытеснить российских миротворцев из Абхазии, освободив эту территорию для военнослужащих НАТО.

Однако российская сторона не комментирует другой, не менее красноречивый эпизод истории с захватами заложников в Гальском районе. После задержания двух грузинских партизан - Гочи Оржония и Михаила Гогилавы - командование российских миротворцев передало их в руки абхазских властей. Возможно, военные действовали в соответствии с положениями мандата миротворческих сил в зоне конфликта, хотя ничего о подобном положении я, например, не слышал. Но здравый смысл диктовал российским генералам совершенно другое поведение - подозреваемых в нападении на миротворческий блок пост разумнее было передать в руки грузинских правоохранительных органов, чтобы задержание вооруженных людей не превращать в их пленение, и не напоминать грузинам и абхазам о том, что война между ними не кончилась. Таким образом, командование миротворцев фактически спровоцировало грузинскую сторону на ответные меры. "Лесным братьям" хорошо известно, как обходятся с ними в абхазском плену.

Гораздо существеннее то, что командование российских миротворцев этим поступком показало, что оно не придерживается нейтралитета в абхазо-грузинских отношениях. Москва в этом случае оказалась на стороне Сухуми. Или российские генералы не ведают, что творят, или они намеренно демонстрируют свою предвзятость международным наблюдателям в зоне конфликта. Иными словами, российские миротворцы в Абхазии сами предлагают поменять их на действительно нейтральные силы.

XS
SM
MD
LG