Ссылки для упрощенного доступа

США намерены увеличить финансовую и военную помощь Узбекистану и Киргизии


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

В благодарность за помощь в борьбе с терроризмом администрация президента Джорджа Буша намерена увеличить финансовую и военную помощь странам, оказавшимся на передовой линии антитеррористической коалиции. Среди них Узбекистан и Киргизия, для которых эта помощь стала свидетельством беспрецедентно быстрого и тесного сближения с США, сближения, которое вызывает беспокойство в определенных российских кругах.

Свои именные строчки в расходных статьях американского бюджета - самый сильный индикатор особых отношений иностранных государств с США. Из бывших советских республик лишь Россия проходила из года в год по разным статьям, получив за восемь лет около трех миллиардов долларов помощи. В следующем году еще две страны, Узбекистан и Киргизия, будут упомянуты в бюджете как получатели экономической и военной помощи США. И хотя она не сравнима с сотнями миллионов долларов, которые должны получить новые крупные союзники США - Пакистан, Иордания и даже Индия, которой будет выделено 75 миллионов долларов в будущем году, символика нового союза и его потенциальные геополитические последствия, как предполагают американские эксперты, могут быть значительными. Вот что говорит сотрудник Фонда Карнеги, американский военный специалист Эндрю Катчинс:

Эндрю Катчинс:

Я думаю, что Соединенные Штаты очень серьезно относятся к перспективе военного сотрудничества с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизстаном. Судя по всему, разговор идет о длительном присутствии американских контингентов на территории этих государств. Это отражение принципиального изменения ситуации в мире после 11 сентября и взглядов Белого Дома на значение этого региона для мировой стабильности. Очевидной задачей американских войск является обеспечение тылов антитеррористической операции. Но не исключено, что на них будет возложена задача блокирования путей распространения наркотиков. Так что, все признаки дают повод говорить об исключительной серьезности внимания Белого Дома к сотрудничеству с этими государствами.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, как на этом сближении может отразиться почти нескрываемое негодование российского военно-политического истеблишмента, уже упрекающего Вашингтон в том, что он затеял большую игру, пытаясь ослабить влияние России на ее южных рубежах?

Эндрю Катчинс:

Не секрет, что российская элита рассматривает регион как свою сферу влияния и с исключительной ревностью относится к любым покушениям на статус-кво. Но если исходить из объективных интересов России, то, на мой взгляд, они сходятся с американскими. США пытаются стабилизировать эту хронически беспокойную зону, отделяющую Россию от исламского мира, сделать то, что Москва сама не в силах была выполнить. Американское военное присутствие может стать гарантом стабильности, особенно, если Москва воспользуется возможностью и расширит военное сотрудничество с Вашингтоном в регионе. Это, я считаю, наиболее естественный для нее шаг, поскольку, помимо всего прочего, и Узбекистан, и Таджикистан, и Киргизстан с энтузиазмом приветствуют американское присутствие, видя в нем гарантию от покушения на их независимость со стороны и России, и Китая.

XS
SM
MD
LG