Ссылки для упрощенного доступа

Возможные причины отставки вице-президента крупнейшей в мире нефтяной корпорации "Экссон-Мобил" Лючио Ното


Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют корреспондент газеты "Время Новостей" Аркадий Дубнов и корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Сергей Данилочкин, который беседовал с профессором Университета Ратгерс Хушенгом Амир-Ахмади.

Савик Шустер:

В четверг стало известно об отставке вице-президента крупнейшей в мире нефтяной корпорации "Экссон-Мобил" Лючио Ното. Что за этим стоит? Анализ корреспондента газеты "Время Новостей" Аркадия Дубнова:

Аркадий Дубнов:

Отставка 62-х летнего высшего менеджера, похоже, стала сенсацией в деловом мире Америки. Господин Ното, чья почти 40-летняя карьера в нефтяном бизнесе увенчалась в прошлом году грандиозным образованием с его помощью самой дорогостоящей мировой нефтяной компании в результате слияния знаменитых "Мобил" и "Экссон", до этого события был исполнительным директором "Мобил Корпорейшен". В заявлении правления "Экссон-Мобил Корпорейшен", принятом 31 января, сразу после заседания, на котором была принята отставка Лючио Ното, ничего не говорится о сенсационных причинах отставки высокопоставленного менеджера, который только в 1999-м году получил в виде жалования и бонусов 9,6 миллионов долларов, не считая компенсации в форме премии акциями своей компании на сумму около 2 миллионов долларов. Сам же господин Ното в одном из интервью заявил, что не следует воспринимать его неожиданную отставку как сюрприз или шоковую новость. Он добавил, что, уходя со своего поста, выполняет обещание, данное им президенту "Экссон-Мобил" Ли Реймонду около 3 лет тому назад, когда они впервые заговорили о слиянии двух ведущих американских компаний. Лючио Ното заявил, что его ролью было облегчить трудности переходного периода после слияния и теперь, когда оно благополучно завершено - дает понять господин Ното - он может уйти. Лючио Ното добавляет: "Это не какая-то ссора, не столкновение лидеров, либо что-то подобное". Видимо, нет причин сомневаться в правдивости такого объяснения...

Однако, как полагают осведомленные наблюдатели в США, возможная причина отставки вице-президента "Экссон-Мобил" и бывшего руководителя компании "Мобил" в другом. Дело в том, что руководство этой компании до ее слияния с "Экссон" находится в фокусе расследования двух дел, которыми занимаются Департамент юстиции и Таможенная служба США. Об этом подробно писала американская пресса в прошлом году. В частности, как утверждала в октябре прошлого года влиятельная среди американских деловых кругов газета "Уолл-Стрит Джорнел", Таможенная служба США выясняет, не торговала ли компания "Мобил" нефтью с Ираном, что является нарушением американского торгового эмбарго, наложенного на эту страну. Речь идет о подозрениях, согласно которым "Мобил" осуществляла поставки казахстанской нефти с каспийских месторождений в Северный Иран в обмен на получение от Ирана нефти из его портов в Персидском заливе. Это так называемые операции по схеме "замещения", по-английски - сделки типа "Swap" весьма распространенные в регионах, которые не имеют прямого выхода на мировые рынки для экспорта своей нефти.

Как утверждает "Уолл-Стрит Джорнел", Большое жюри присяжных заседателей занимается сбором свидетельских показаний по этому делу.

Другое расследование, которое ведется уже Департаментом юстиции США, известно гораздо больше и получило в американской и мировой прессе название "Казахгейт". Оно связано с подозрениями, что выплачиваемые несколькими американскими нефтяными компаниями - "Амоко", "Филипс петролеум" и той же "Мобил" Казахстану многомиллионные бонусы за право участвовать в освоении его нефтяных месторождений попадали на счета высокопоставленных представителей руководства Казахстана, в том числе его президента Нурсултана Назарбаева. Главным фигурантом в этом расследовании является американский бизнесмен Джеймс Гиффен, который с начала 90-х годов является советником президента Казахстана. Именно через Гиффена, как полагает Департамент юстиции США, проходили платежи со счетов правительства Казахстана на личные счета казахстанских руководителей. В этой связи руководство "Мобил" уже активно сотрудничает с американской юстицией, и, возможно, руководителям компании удастся доказать, что они ничего не знали о том, что законные платежи Казахстану затем стали поводом для обвинений в коррупции.

Особую пикантность придают этой истории обстоятельства того, как познакомился теперь уже бывший президент "Экссон-Мобил" господин Ното с президентом Казахстана Назарбаевым и с президентом компании "Казахойл" - будущим премьером Казахстана Нурланом Балгинбаевым. Как рассказывала американская пресса, их первая встреча состоялась больше 5 лет назад, 25 сентября 1995-го года на Багамских островах, в Нассау. Познакомил будущих деловых партнеров советник Назарбаева Джеймс Гиффен. По мнению наблюдателей, с той встречи и начались особые отношения руководства Казахстана и руководства "Мобил", а Багамские острова, равно как и Вирджинские, стали теми оффшорными зонами, в которых открывались те самые подозрительные счета, получателями в которых, согласно расследованию американского Департамента юстиции, являлись казахстанские участники встречи.

Повторяем: формальных и каких-либо убедительных причин отставки господина Ното приведено не было. Однако, наблюдатели не могли не отметить одну деталь: обычно после отставки такие высокопоставленные менеджеры остаются членами Совета директоров или правления своей компании. В случае господина Ното ничего подобного не произошло. Тем временем расследование "Казахгейта" и дела с поставками иранской нефти, в которых фигурирует компания "Мобил", продолжается.

Савик Шустер:

Вот, насколько отставка Лючио Ното спустит на тормозах расследование по этому делу - мы увидим в будущем, но заметим, что недавно в Нью-Йорке министр иностранных дел Ирана Камаль Харази встретился с представителями руководства трех американских нефтяных компаний. Эта встреча была посвящена обсуждению перспектив ослабления односторонних санкций США, препятствующих инвестициям в иранскую нефтяную промышленность. О значении этой встречи наш вашингтонский корреспондент Сергей Данилочкин побеседовал с директором Центра ближневосточных исследований Университета Ратгерс Хушенгом Амир-Ахмади:

Сергей Данилочкин:

Наблюдатели отмечают, что встреча между иранским министром иностранных дел и руководителями трех американских нефтяных компаний произошла сразу после смены правительства Соединенных Штатов. Пост президента занимает Джордж Буш - выходец из Техаса, где сосредоточены американские нефтяные компании, и где политики не могут не обращать внимания на интересы этих фирм. Отмечается также, что новый Государственный секретарь США Колин Пауэлл на слушаниях в Сенате заявил о намерении нового правительства содействовать развитию контактов с Ираном, прежде всего - в торгово-экономической сфере, несмотря на сохраняющиеся различия по ряду принципиальных политических вопросов. Не следует забывать также, что в конце лета истекает срок действия закона о санкциях в отношении Ирана и Ливии. Это позволяет американским бизнесменам добиваться от правительства снятия ряда ограничений на сотрудничество с этими странами, в частности, на инвестиционные проекты в нефтяном секторе.

Вот мнение известного эксперта в области американо-иранских отношений профессора Университета Ратгерс Хушенга Амир-Ахмади:

Хушенг Амир-Ахмади:

Американские нефтяные компании не определяют политику Соединенных Штатов. Поэтому недавняя встреча не означает никакого изменения официальной политики в отношении Ирана. Американские нефтяные компании всегда были заинтересованы в доступе на иранский рынок, они недовольны существующими односторонними санкциями, которые позволяют их европейским конкурентам получать все выгодные контракты. На мой взгляд, особое значение этой встречи состоит в том, что она произошла сразу после прихода к власти нового правительства США. Это, однако, не означает изменения государственной политики. Не думаю, что нефтяные компании пытаются наладить сотрудничество с Ираном в обход американских законов. Они не обсуждали никакие конкретные проекты, а вели разговор о перспективах американо-иранских отношений...

Вместе с тем, нефтяные компании не являлись сторонниками закона о санкциях в отношении Ирана и Ливии. Поэтому они вряд ли хотят от правительства продления его действия на прежних условиях. Нефтяные фирмы добиваются равноправной конкуренции, возможности работать наряду с европейскими и другими компаниями на иранском энергетическом рынке...

Недавние заявления Колина Пауэлла не свидетельствуют о коренном изменении американской политики в отношении Ирана. Этой же линии придерживались и все предыдущие правительства США. Изменения касаются в основном тона, нюансов политического курса - очевидно, что новый Государственный секретарь и люди в Белом доме и других правительственных ведомствах не выступают более за односторонние санкции, поскольку не считают такие санкции эффективными...

XS
SM
MD
LG