Ссылки для упрощенного доступа

Значительная победа Коммунистической партии Молдовы


Василиу Ботнару:

Хотя социологические опросы и прочили коммунистам легкую победу, полученные ими 70 мандатов из 101-го превзошли всякие ожидания. Правой оппозиции достались 11 мандатов, а партия власти, которую поддерживал в предвыборной кампании президент Лучинский, получила 20 депутатских мест. Так что коммунисты смогут без чьей-либо поддержки провести любой закон и даже изменить конституцию. До выборов считали, что коммунистам будет отведена роль "богатой невесты", которую сосватает премьер Брагиш от имени президента Лучинского. Как утверждали в один голос все обозреватели, коммунисты должны были проголосовать за президентскую республику и обеспечить Лучинскому новый мандат главы государства. Однако этот сценарий рухнул. Коммунисты уже слишком значительны, чтобы идти на поводу у премьера и могут претворять в жизнь собственные обещания, по крайней мере ту часть, которая не требует больших денег. Коммунисты обещали, в частности, вынести на референдум проблему присоединения Молдовы к союза Россия-Беларусь, а также объявить русский язык государственным наравне с румынским. Эти реформы не по душе прозападной и прорумынской оппозиции, а значит и официальному Бухаресту и прочим столицам. Так что коммунистам скорее всего придется спустить на тормозах эти обещания. Самые большие опасения у правого меньшинства вызывают отношения коммунистов к присутствию российской армии в Приднестровье. Не исключено, что левым захочется пересмотреть конституцию в угоду Москве, чтобы обосновать временное пребывание остатков 14-й армии в Молдове, которая охраняет огромные запасы оружия и боеприпасов. Это вполне устроит офицеров из Тирасполя, которые давно пытаются помочь России обойти каким-то образом взятые на Стамбульском саммите обязательства вывести арсенал и солдат до конца будущего года. Однако это не означает, что приднестровцы согласятся на скорое примирение с кишиневскими коммунистами, тем более, что лидер молдавской партии коммунистов Воронин очень нелестно отзывался о тираспольских властях, которые приватизировали Приднестровье и выкачивают деньги в тандеме с кишиневской мафией. Так или иначе, о степени самостоятельности молдавских коммунистов можно будет судить, когда начнется формирование Кабинета министров.

Андрей Шарый:

Среди первых комментариев итогов выборов в Молдавии такой: "Молдова стала первой среди бывших республик бывшего Советского Союза территорией, куда вернулся социализм". Так ли это? Вот с этого вопроса я начал беседу с молдавским политологом и политиком, председателем Социал-демократической партии Оазу Нантойем.

Оазу Нантой:

Нет, здесь рано говорить о том, что возвращается социализм. Другое дело, потому что в рядах тех же наших коммунистов есть достаточно много успешных предпринимателей. Но ясно, что у нас не столько возвращается социализм, сколько обанкротилась демократия. И на волне такого негативного отношения ко всему, что связано с политической демократией, с рыночной экономикой, коммунисты сумели оседлать протестный электорат и ностальгический электорат и получить такой сокрушительный результат 50,2% голосов, который усугубился 6% барьером, около 28% голосов были отданы за партии, которые не перевалили за этот 6% барьер. И в результате коммунисты, по предварительным данным, будут иметь 71 мандат из 101-го, что им позволяет делать все, что угодно, от избрания президента, назначения кабинета министров, до изменения конституции, которая делается двумя третями голосов.

Андрей Шарый:

Скажите пожалуйста, какова может быть, по вашему мнению, судьба нынешнего президента страны господина Лучинского?

Оазу Нантой:

По-моему, его судьба уже мало кого интересует. Дело в том, я не думаю, что в Москве будет решаться, кто будет президентом Молдовы, в ситуации, когда Воронин добился такого впечатляющего успеха. И в этом смысле, очевидно, Лучинскому придется уйти, если тут нет какого-то другого расчета. Я не хочу строить предположения поверхностные, если не вмешается Москва. Но я считаю лично, что это маловероятно.

Андрей Шарый:

А почему вы заговорили о вмешательстве Москвы? Есть какие-то основания полагать, что Кремль устраивает тот или иной политик у власти в Молдове?

Оазу Нантой:

Да, конечно. Потому что, насколько мы знаем, и это не скрывалось, и российская пресса сообщала и комментировала, и Воронин, и наш Брагиш они достаточно много отирались в кремлевских кабинетах, а Воронин встречался и с Владимиром Крючковым неоднократно. Очевидно, там шел какой-то торг, где в обмен на суверенитет там что-то выклянчивалось в области социально-экономических параметров, будь то удешевление поставляемого газа или что-то в этом роде.

Андрей Шарый:

Скажите пожалуйста, по вашим оценкам, как могут сейчас при новой власти развиваться отношения между Кишиневом и Тирасполем?

Оазу Нантой:

Дело в том, что Тирасполь как раз сейчас очень сильно озабочен сокрушительным успехом коммунистов. Потому что, во-первых, коммунистов очень трудно обвинить в прорумынских симпатиях. То есть формально у Тирасполя нет особых аргументов по неприятию Кишинева. Во-вторых, если действительно Воронин начнет настойчиво или аккуратно, скажем так, проводить идею интеграции Молдовы в союз Россия-Белоруссия, то в Тирасполе вообще начнется паника, потому что в таком случае Россия теряет необходимость в таком инструменте, которым является Приднестровье. И на левом берегу традиционными методами, то есть, используяс карманных ура-патриотов, уже началась травля тех коммунистов, которые участвовали в съезде молдавских коммунистов, называют их пятой колонной и так далее. Короче, приднестровские лидеры, а по сути они всего лишь лидеры криминальных группировок, которые построили бизнес на контрабанде, на теневой экономике, они запаниковали, потому что они рискуют потерять свой бизнес. И поэтому они наверняка пойдут по испытанному традиционному пути, по ужесточению свой позиции. Что, собственно, и произошло уже в преддверии выборов 25-го февраля, когда они очень жестко поставили вопрос о том, что нас не интересуют выборы на территории другого государства и речи быть не может об открытии избирательных участков на территории Приднестровского региона.

Андрей Шарый:

Вы сказали о сокрушительной победе коммунистов, так охарактеризовали, что случилось в минувшее воскресенье в вашей республике. Видимо, можно говорить и о сокрушительном поражении остальных партий, партий демократической ориентации, называйте их как хотите. Это окончательное поражение или что-то можно сделать с этим? Какую бы тактику для противников коммунистов вы бы предложили сейчас?

Оазу Нантой:

Ну, во-первых, я сам себя к таковым отношу, и будучи председателем Социал-демократической партии, мы считаем, что мы получили очень скромный, но осязаемый результат, мы сумели 2,5% голосов, не прибегая к популизму и не располагая финансовыми средствами. Мы считаем, что мы создали первый прецедент в новых условиях, когда люди поддерживали партию, исходя из каких-то принципиальных убеждений, но не будучи купленными деньгами или обманутыми популистскими обещаниями.

Андрей Шарый:

За развитием событий в Кишиневе и его окрестностях с особым вниманием следят в соседних государствах - Украине и Румынии.

Из Киева сообщает наш корреспондент Владимир Ивахненко:

"Убедительная победа молдавских коммунистов на парламентских выборах - результат их демократического проведения" - считает секретарь ЦК компартии Украины по вопросам идеологии Валерий Мишура. По его мнению, в отличие от Украины, молдавские власти не задействовали административные, финансовые и информационные ресурсы. В тоже время лидер украинских коммунистов Петр Симоненко расценивает победу своих молдавских коллег, как свидетельство возрастания сторонников коммунистической идеологии на фоне кризиса национальных экономик во многих постсоветских республиках. Многие правые политики уверены, что Москва будет активно использовать итоги выборов в Молдове не только для того, чтобы втянуть эту республику в сферу своих национальных интересов, но и для того, чтобы стимулировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Украинские коммунисты восторженно комментируют стремление компартии Молдовы добиваться присоединения страны к российско-белорусскому содружеству, отмечая при этом, что в последнее время из уст президента Леонида Кучмы все больше звучит заявлений о необходимости усиления сотрудничества с Россией. Между тем, в Киеве считают, что с приходом к власти молдавских коммунистов можно рассчитывать на урегулирование приднестровской проблемы. Посредниками ее решений уже длительное время выступают Украина и Россия. Теперь кризис с непризнанной приднестровской автономией, по мнению некоторых дипломатов, может решиться, если не автоматически, то в течение быстрого времени. При этом Украина, граничащая с Приднестровьем, на территории которого проживают сотни тысяч украинцев, крайне заинтересована в том, чтобы убедить Тирасполь в подписании документа по окончательному решению приднестровского вопроса, который бы основывался на территориальной целостности Молдовы и особом статусе Приднестровья. Как полагают наблюдатели, урегулирование приднестровской проблемы может быть поводом для диалога Кишинева с Москвой о возможности присоединения к российско-белорусскому союзу. Впрочем, не все украинские политики верят в искренность громких заявлений молдавских коммунистов. Директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин полагает, что в ближайшее время в Молдове не стоит ожидать существенных изменений. Маловероятно, что с приходом к власти коммунистов будет преодолен экономический кризис, а парламентское большинство сможет найти общий язык со своими оппонентами, призывающими к объединению с Румынией. Таким образом, новому молдавскому руководству не избежать противостояния полярных политических сил. И на этом фоне, считает Дмитрий Выдрин, официальный Тирасполь вряд ли изменит своим нынешним политическим принципам.

Андрей Шарый:

Победа коммунистов на парламентских выборах в Молдове может сказаться на изменении как внутреннего, так и внешнего политического курса страны.

Владимир Ведрашко:



После десятилетия бесплодных попыток организовать эффективную экономику, побороть коррупцию, добиться межнационального согласия и разрешить Приднестровскую проблему - Молдова как государство попадает под коммунистическое правление. Вероятный переход в российское поле политической гравитации становится открытым курсом.

Бывший президент республики Мирча Снегур так прокомментировал ситуацию: Голосование за новых депутатов парламента является выбором между Востоком и Западом. Если парламент окажется красным, то мы вправе ожидать присоединения Молдовы к российско-белорусскому союзу.

Итак, молдавский парламент действительно оказывается примерно на 70 процентов красным. Что означает этот факт для обсуждаемых последние десять лет перспектив объединения Молдовы и Румынии?

Это означает, прежде всего, окончательную - как утверждают некоторые политики, лет на 50--70 - определенность, а именно то, что ни о каком объединении речь идти не может. Вероятность объединения двух стран рассматривалась всерьез лишь сразу после падения коммунизма в Румынии в 1989 и распада СССР в 1991 году. В хаосе тогдашних исторических перемен карта юго-востока Европы могла обрести совсем иные, нежели сейчас очертания. Однако лидеры славянского населения левобережной части Молдовы, провозгласив Приднестровскую республику и инициировав скоротечную войну за независимость, раскололи территорию Молдовы и сделали невозможными переговоры с Румынией об объединении. Нестабильность, а также бедность и экономическая отсталость Молдовы остужали головы унионистов в Румынии.

Но и молдаване, получив возможность ездить в Румынию и даже иметь двойное гражданство вскоре убедились, что там отнюдь не сахар и пребывание в сфере влияния России похоже может оказаться и надежнее и благополучнее.

За последние десять лет Молдова перешла с кириллического письма на латиницу, естественно изменились учебные программы с акцентом на историю единой Румынии. Бухарест и Кишинев вели разнообразные переговоры по всему спектру отношений, обе страны участвовали в международных программах и соглашениях. Наконец, предпринимались и предпринимаются попытки активного проникновения маломощного румынского капитала в еще более маломощную молдавскую экономику. Однако несмотря на всё какой-то это инстинкт -- уж не инстинкт ли самосохранения - взял верх среди избирателей Молдовы. Самостоятельное государство Молдова отныне не только будет продолжать, как утверждают правящие политики, движение по пути реформ, сотрудничество с МВФ, участие в натовской программе "Партнерство ради мира", но и утвердит русский язык в качестве второго государственного. Напомню, по официальной статистике около одного миллиона трехсот тысяч из почти четырех с половиной миллионов населения повседневно использует русский язык.

Лидер коммунистов Владимир Воронин открыто говорит о консолидации здоровых сил в стране и усилении роли государства в проведении реформ. Очень похоже на линию Кремля. Победа коммунистов в Молдове - это еще один аккорд в новом старом гимне Советского Союза. И объединение с Румынией отныне возможно только в рамках новой редакции приснопамятного Варшавского Договора.

Чем черт не шутит!

Андрей Шарый:

Лидер молдавских коммунистов Владимир Воронин теперь имеет реальные шансы стать новым главой государства.

Виталий Портников:

10-го ноября 1989-го года министр внутренних дел Молдавской ССР Владимир Воронин бросил вверенные ему части на подавление антикоммунистической демонстрации, собравшейся у здания Министерства внутренних дел в знак протеста против действий силовых структур 7-го ноября того же года. На этот раз силы были явно неравны. Министерство внутренних дел Молдавской ССР доказало свою эффективность. Антикоммунисты в ужасе бежали, оставляя на поле брани, в центре молдавской столицы, десятки избитых и покалеченных людей. Комиссия ЦК КПСС, прибывшая в Кишинев, потребовала отставки партийного руководства Молдавии во главе с Семеном Гроссу. Новым молдавским руководителем стал Петр Лучинский. Через короткое время его назовут молдавским Горбачевым. А Владимира Воронина отправили на учебу в Москву, от греха подальше. Учеба пошла бывшему министру внутренних дел на пользу. Отсидев смутные времена в российской столице, он вернулся в молдавскую для того, что бы восстанавливать коммунистическую партию. Владимир Воронин из той же когорты партийных деятельней, что и его коллеги в других бывших советских республиках, Геннадий Зюганов в России или Петр Симоненко на Украине. Это третий эшелон партийных работников. Первый был смыт процессом ликвидации советского Союза, второй быстро переквалифицировался в демократы и представляет из себя нынешнюю постсоветскую элиту. А третьи - это коммунисты, давно уже ставшие интегрированной частью этой самой элиты, но в роли, скажем так, удобной оппозиции. В Молдавии удобная оппозиция становится властью. Владимир Воронин имеет все возможности стать новым президентом республики. Он подучил молдавский язык и говорит о необходимости формирования правительства технократов, которое сможет вывести Молдавию из экономического кризиса. Но самая главная идея будущего президента это вступление Молдавии в союза России и Беларуси. Вероятно, в этом союзе Молдавия будет самой красной из республик, ведь ни Россия, ни Белоруссия не могут похвастаться таким количеством единомышленников Владимира Воронина в собственных парламентах.

Андрей Шарый:

Сейчас на линии прямого эфира с московской студией Радио Свобода мой коллега, корреспондент агентства "Рейтер" в Кишиневе Дмитрий Чубашенко. Дмитрий, скажите пожалуйста, насколько неожиданным для вас лично явилось то, что произошло в воскресенье в Молдове или результат выборов можно было предсказать заранее?

Дмитрий Чубашенко:

То, что коммунисты получат относительное большинство, никто не сомневался, но то, что их победа будет такой сокрушительной, было сюрпризом для всех, в том числе и для самих коммунистов. Воронин сам признал, что он не ожидал такого успеха на этих выборах.

Андрей Шарый:

Вы знаете, вот мы прослушали сегодня довольно много комментариев, связанных с ситуацией в Молдове, и невольно выстраивается такое впечатление, что все, что случилось в республике, очень выгодно Москве. В этой связи уже начинают говорить о том, что именно Москва была автором своего рода заговора или не заговора, какой-то политической комбинации, которая привела коммунистов в Молдове к власти. Насколько вам убедительной представляется такая версия?

Дмитрий Чубашенко:

Я главную причину победы Воронина вижу не в этом. Главная причина в том, что большинство жителей Молдавии полностью разочаровались в том, что происходит в стране, и они восприняли избирательную кампанию, эти лозунги, которые предлагали коммунисты, как последнюю надежду. И все-таки Воронин пришел к власти демократическим путем, за него проголосовало 50% избирателей и это дает ему 71 мандат из 101-го места в новом парламенте. То есть я считаю, что главная причина это не какие-то планы Москвы, хотя, может быть, и они повлияли, во время выборов Воронин ни раз летал в Москву, встречался и с Путиным, и с патриархом. Но если бы не было этого недоверия населения к нынешним властям, то такого бы перелома в пользу коммунистов, я думаю, не было бы.

Андрей Шарый:

Скажите, можно сейчас предсказать какие-то первые шаги новой власти, что будет делать новый национальный лидер Молдовы?

Дмитрий Чубашенко:

Ну этот результат означает то, что в Молдове поменяется вся власть. И в первую очередь, конечно, Воронин должен решать кадровые вопросы. Где-то к концу марта, наверное, соберется первая сессия и в марте-апреле они будут заниматься в основном этим. Нужно избрать руководство парламента, затем президента. Президент вдвигает кандидатуру нового премьер-министра. Правительство должно уйти в отставку после выборов. И парламент утверждает новое правительство, Так же сейчас вакантны должности генерального прокурора, председателя Верховного суда. Фактически нужно будет обновить полностью все руководство страны.

Андрей Шарый:

Мы сейчас слышали небольшую краткую политическую биографию Воронина, он говорит по-молдавски или по-румынски, как угодно но и само имя указывает на его славянское русское происхождение. Как вы считаете, новая власть будет такой интернациональной или национально все же окрашенной? В какой степени коммунистическая партия в этих условиях будет использовать национальные чувства молдавского народа и граждан Молдовы?

Дмитрий Чубашенко:

Я думаю, что это будет больше интернациональная, именно проросисйская политика. Потому что 35% населения русскоязычные в Молдавии и в основном все они голосуют за коммунистов. Они дают львиную долю голосов коммунистов.

XS
SM
MD
LG