Ссылки для упрощенного доступа

Президент России Владимир Путин продолжает поездку по Соединенным Штатам


Андрей Шарый:

Президент России Владимир Путин продолжает поездку по Соединенным Штатам. Официальная часть американо-российского саммита завершилась во вторник вечером в Вашингтоне. А среда - это неофициальный день, и главное - это посещение Владимиром Путиным ранчо Джорджа Буша в штате Техас.

Владимир Абаринов:

Президент Соединенных Штатов и его супруга Лора Буш вылетели на свое техасское ранчо во вторник сразу после совместной пресс-конференции по итогам российско-американских переговоров. Владимир и Людмила Путины присоединятся к ним в среду после посещения Хьюстона, крупнейшего города штата Техас. Здесь президент России выступит перед представителями академических и деловых кругов южных штатов США в частном университете Райса. Ожидается, что в этой встрече примет участие 41-й президент США Джордж Буш-старший. Из Хьюстона супруги Путины направятся в город Уэйко, откуда на вертолете прибудут на частное ранчо Бушей. Джордж Буш купил это имение в 99-м году, будучи губернатором Техаса. Президент и первая леди чрезвычайно любят свое поместье и отправляются туда при малейшей возможности. Буш-младший происходит из родовитой новоанглийской семьи, однако вырос он в Техасе и всей душой любит эту землю и техасский образ жизни. Поместье, общей площадью 640 гектаров, расположено в степной зоне, но отличается разнообразием ландшафта. По территории ранчо протекает ручей, есть водопад, известковый каньон и пастбище для скота. Будучи заядлым рыбаком, Буш устроил на ранчо пруд и развел в нем окуней. Купив поместье, Буши перестроили старый дом и построили новый. Старый превращен теперь в дом для гостей, именно в нем будут жить Владимир и Людмила Путины. Супруги Буши ревниво относятся к своему праву на частную жизнь, по этой причине допуск репортеров на территорию усадьбы строго ограничен. Туристы, желающие полюбоваться недвижимостью президента, не увидят с дороги ничего, кроме забора из колючей проволоки и табличек, запрещающих парковку. Ближайший к ранчо город Кроуфорд на географических картах отсутствует. В нем живет сегодня всего 631 человек. В Кроуфорде имеется пять церквей, один ресторан и ни одной гостиницы или супермаркета. В Кроуфорде, как и во многих других населенных пунктах Техаса, действует сухой закон. Когда избранный президентом Джордж Буш решил именно в Кроуфорде объявить о назначении Колина Пауэлла на пост Государственного секретаря США, единственным подходящим для этой цели помещением города оказался спортзал местной школы. Именно в этой школе должны в четверг побывать Владимир и Людмила Путины. На эту встречу соберутся не только американские, но и российские школьники, обучающиеся в Соединенных Штатах по программам обменов. Помимо традиционных техасских развлечений, среди которых наверняка будет верховая прогулка, президенты намерены уделить время и серьезным дискуссиям. Завершая переговоры в Белом доме, они обещали продолжить диалог о противоракетной обороне на ранчо. Помимо Путиных одновременно с ними на ранчо будет гостить ближайший личный друг Джорджа Буша министр торговли США Доналд Эванс, который примет участие в этих беседах.

Андрей Шарый:

Эта встреча между президентами США и России на ранчо президента Буша выходит за рамки формальных переговоров. Каково политическое значение таких отношений, есть ли им аналогия в истории? Об этом наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов попросил рассказать научного сотрудника фонда Херетич Майкла Франка.

Майкл Франк:

Исторически особо доверительные отношения между американским президентом и главами других стран возникали во времена мирового кризиса или мировой войны. Речь идет о тех моментах истории, когда государства становятся союзниками перед лицом общей для них опасности. В таких обстоятельствах гораздо легче возникает взаимопонимание, которое может перерасти и в личную дружбу. Хотя трудно назвать дружескими отношения, возникшие во время Второй Мировой войны между Рузвельтом и Сталиным, но они часто находили общий язык и, во всяком случае, Рузвельт верил, что отношения со Сталиным могут быть доверительными и искренними, что Сталин понимает его и с ним можно иметь дело. Вряд ли у Рузвельта сложилось бы такое мнение, если бы не общий враг - гитлеровская Германия. Отношения Рузвельта и Черчилля, а затем Трумана и Черчилля были в это время очень дружескими. К тому же мать Черчилля родилась в Соединенных Штатах, и Черчилль любил и хорошо понимал Америку как ни один другой глава европейского государства. Другой пример личной дружбы американского президента с главой иностранного государства - Роналд Рейган и Маргарет Тэтчер. Но их отношения тоже сложились в разгар холодной войны, когда Западу, в частности, этим двум странам, противостоял Советский Союз. Сегодня особые отношения между президентом Бушем и президентом Путиным складываются тоже в момент мирового кризиса и общей угрозы - и Америке, и России угрожает радикальный ислам. В этих обстоятельствах оба президента легче находят общий язык, единые пути борьбы с общим противником. Перерастет ли это взаимопонимание в личную дружбу - говорить пока рано. Но, естественно, когда два человека часто встречаются и проводят вместе больше времени, чем положено по протоколу, и если они ведут беседу в неформальной обстановке, в домашней обстановке, на ранчо или на даче, то это хорошая почва для реальной дружбы.

Андрей Шарый:

Выступая за совместную борьбу вместе с Соединенными Штатами с терроризмом, президент Путин постоянно приводит российскую кампанию в Чечне как часть такой борьбы. По его словам, Россия была первой, кто столкнулся с угрозой исламского терроризма и ответил на эту угрозу. Как к такой интерпретации чеченского конфликта относятся в Соединенных Штатах? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин на эту тему беседовал с бывшим высокопоставленным сотрудником Пентагона Эли Краковским.

Юрий Жигалкин:

Насколько, по-вашему, очевидны параллели между российской кампанией в Чечне и антитеррористической кампанией Соединенных Штатов и их союзников?

Эли Краковский:

Прежде всего заметны принципиальные различия, хотя при этом существуют и общие для двух конфликтов черты. Случай с бин Ладеном ясен - его организация поставила своей целью атаку на западную цивилизацию, уничтожение американцев. Она представляет собой явную угрозу Соединенным Штатам и Западу. Нам с бин Ладеном не о чем говорить, мы должны уничтожить источник угрозы - в этом и состоит цель американской кампании в Афганистане. Чеченцы не пытаются уничтожить Россию и ее население. Основным инструментом решения чеченской проблемы должен стать переговорный политический процесс. В том, что касается тактики, то в общем контексте есть место для военных антитеррористических операций против радикальных групп в Чечне. Но принципиальное различие остается довлеющим. Международная антитеррористическая коалиция пытается военным путем избавиться от угрозы своей безопасности, в то время как Россия, как мне кажется, пытается военным путем решить политическую проблему.

Юрий Жигалкин:

Владимир Путин, однозначно утвердив Россию в антитеррористической коалиции, как мы видим, сумел избавить свое правительство от прежде настойчивой западной критики относительно поведения российской армии в Чечне. Но означает ли это, что на Западе сейчас с большим пониманием и одобрением относятся к действиям России в Чечне, что это рассматривается одним из эпизодов общей борьбы с терроризмом?

Эли Краковский:

На этот вопрос нельзя дать ясный ответ - да или нет. С одной стороны, в свете трагедии 11-го сентября в Соединенных Штатах многие на Западе лучше осознали, что терроризм является частью проблемы в Чечне. В то же время новая ситуация сильнее высветила и тот факт, что серьезное место в чеченском конфликте занимают политические и другие проблемы, без разрешения которых его невозможно прекратить. На мой взгляд, сейчас даже стало более очевидным то, что, полагаясь исключительно на военные инструменты, Москва совершает ошибку. Их попросту недостаточно для того, чтобы выполнить более крупную задачу.

XS
SM
MD
LG