Ссылки для упрощенного доступа

"Нью-Йорк Таймс" предоставила свидетельства планирования широкомасштабной военной акции в Ираке


Ведет программу Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин и главный реактор Иракской службы Радио Свобода Камран Карадаги

Петр Вайль: Министр иностранных дел Ирака в понедельник прибыл в Москву накануне дебатов в Совете Безопасности ООН о новом режиме иракских санкций. Российский министр иностранных дел выступил после переговоров с заявлением о том, что иракская проблема должна быть разрешена политическими мерами. Однако, если верить газете "Нью-Йорк Таймс", Белый дом давно не верит в возможность такого исхода противостояния. Пентагоном разработан довольно подробный план военной кампании, целью которой является свержение режима Саддама Хусейна. Рассказывает наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: Предположения разговора о том, что военная кампания с целью свержения Саддама Хусейна неизбежна, усилились в последние месяцы после того, как президент Буш отнес Ирак вместе с Ираном и Северной Кореей к "оси зла". По общему мнению, Ирак стоял первым в этом списке, поскольку биография Саддама Хусейна не оставляет сомнений в том, что это диктатор, готовый на все. Но "Нью-Йорк Таймс" впервые представила свидетельства того, что планирование широкомасштабной военной акции в Ираке, по-видимому, идет полным ходом. Если верить источникам газеты, то начало операции, в которой могли бы быть задействованы до 250 тысяч солдат, было намечено на осень после того, как Белый дом пришел к выводу, что попытки подрыва режима Саддама Хусейна изнутри путем дворцового переворота или путем использования сил курдской оппозиции не приведут к успеху. Саддам железной рукой подавляет любой намек на внутреннюю оппозицию.

Планы осенней операции были отложены из-за сложной ситуации на Ближнем Востоке. Новая предварительная дата начала операции в Ираке, якобы, выпадает на начало следующего года. К тому времени Вашингтон намеревается подготовить условия для операции, которая должна превзойти по масштабам кампанию по изгнанию Ирака из Кувейта. Как и перед войной в Персидском заливе Вашингтон надеется создать широкую международную коалицию, формальным поводом к которой станет отказ иракского режима кооперироваться с международными инспекторами. Никто из серьезных экспертов не верит, что Саддам может одолеть свою навязчивую идею обладания оружием массового уничтожения, что предполагает в будущем неизбежные столкновения с инспекторами. Вашингтон намерен провести консультации в Совете Безопасности ООН, но потребуется ли для этой операции формальное согласие Совета, неизвестно. По мнению многие специалистов, США, в купе с Великобританией, традиционно придерживались такой точки зрения: Ирак десятилетия нарушает резолюции ООН, условия своей капитуляции во время войны в Персидском заливе и поэтому может стать объектом самого строжайшего наказания без специальной санкции ООН.

Сейчас Пентагон, и этот факт подтвержден Белым домом, ведет стратегическое планирование кампании свержения Саддама Хусейна. Американские военные эксперты пытаются твердо определить базы в регионе и силы, которые потребуются для этой операции. Предполагается, например, перевод значительной части американских войск с баз Саудовской Аравии, которая, скорее всего, не позволит США использовать свою территорию для атаки на Ирак, на базы в Омане, Катаре и Кувейте.

Особая роль в будущей кампании будет принадлежать авиации - она в первые же часы и дни, как надеются, должна уничтожить иракские арсеналы орудия массового поражения. Вашингтон ожидает, что большинство арабских стран, несмотря на их публичное осуждение планов США, будут приветствовать крах режима Саддама Хусейна, этого опасного и непредсказуемого соседа, и сделают все, чтобы обеспечить надежное поступление нефти на мировые рынки. Несмотря на то, что представитель Белого дома заявил о том, что на столе у президента пока нет плана иракской кампании, о реальности этих планов может свидетельствовать тот факт, что лидер сенатского большинства в конгрессе Том Дэшл призвал Белый дом не начинать иракской кампании, не доведя до конца афганской, и не загасив израильско-палестинского конфликта.

Петр Вайль: Я обращаюсь уже по другому вопросу к главному реактору Иракской службы Радио Свобода Камрану Карадаги. Камран, сегодня в Москве посол США в России Александр Вершбоу дал пресс-конференцию, на которой сказал, что у президента Буша нет не только готового решения о вторжении в Ирак, но и такое предложение, как он выразился, не лежит на его письменном столе. Что известно вам, и что известно в арабском мире о таких вариантах?

Камран Карадаги: Кажется, что если есть решение в Вашингтоне или в администрации Буша, то это такой компромисс между различными сторонами вот этой администрации, которые не могут до сих пор договориться, что делать с Ираком. Но кажется, что компромисс - это то, что сейчас почти все уже пришли к выводу, что изменить режим в Ираке невозможно через военный переворот. И нужно, значит, только другим путем, и это означает, путем военных действии против Ирака.

Петр Вайль: А невозможно, потому что оппозиция слишком слабая?

Камран Карадаги: Потому что в Ираке нет таких условий. Саддам Хусейн показал, что в течение 10 лет никакого переворота, военного переворота или внутреннего, не возможно. До сих пор в американской администрации, все эти годы, эти надежда еще существовала. Например, разведка, часть министерства иностранных дел в Америке считали, что лучше концентрировать на этой стороне, как-то делать, помогать каким-то внутренним военным силам. Но по всем доказательствам, что есть сейчас, уже сторонники этого варианта очень ослаблены в Вашингтоне. И все пришли к выводу, что нужно что-то другим путем. Как это сделать? Афганский вариант - тоже еще совсем нет договоренности, что можно сделать именно так, потому что в Ираке существуют тоже на севере Ирака курдские силы, но этого, конечно, недостаточно. Поэтому, мне кажется, что сейчас вопрос, как писала "Нью-Йорк Таймс", мне кажется, что это показывает еще, что на самом деле, поскольку нет еще ощущения. И поэтому они говорят теперь о том, что все отложено до начала будущего года. Это означает, по-моему, что еще нет твердого решения, что президент еще не принял решения. И возможно, еще даже нет плана. Есть, может быть, политическое решение, что надо изменить режим в Ираке не военным переворотом, а другим. Может быть, это вариант такой: комбинация военного вмешательства и работы с оппозицией, то, что они делают. Они сейчас готовятся к большой конференции оппозиции, и так далее. Но я думаю, что до начала будущего года абсолютно никаких мер не будет принято.

XS
SM
MD
LG