Ссылки для упрощенного доступа

США подозревают Россию в нарушении договоров об оружии массового поражения


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

В 1991-м году, в одном из самых первых эпизодов сотрудничества с новой Россией, Соединенные Штаты начали помогать ей обезопасить свой стареющий ядерный арсенал, предотвратить утечку ядерных материалов и даже финансировать перепрофилирование ученых, занимавшихся созданием советского оружия массового поражения. Это одна из редких программ помощи России, которая с легкостью пережила все катаклизмы в бурных двусторонних отношениях. Никто даже из самых больших критиков в Конгрессе никогда не покушался на программу, из которой, например, были взяты средства на демонтаж нескольких тысяч российских ядерных боеголовок.

На нее не покушались, несмотря на ее стоимость - 1 миллиард 300 миллионов долларов в прошлом году. Но совсем недавно Белый Дом предупредил Кремль, что американское правительство будет вынуждено урезать расходы почти на 500 миллионов из-за усиливающегося беспокойства в Вашингтоне относительно выполнения Москвой договоров о запрете химического и биологического оружия. Дело в том, что, согласно условиям программы помощи, американская администрация обязана удостовериться и отчитаться перед Конгрессом в том, что Россия полностью выполняет свои обязательства в том, что касается уничтожения и нераспространения оружия массового уничтожения. Впервые за десятилетия Белый Дом не может поручиться за Кремль перед Конгрессом. Вашингтон прямо не утверждает, что Москва нарушает договоры о запрещении химического и биологического оружия, но американских экспертов сильно тревожат свидетельства того, что Россия скрывает правду о своих арсеналах оружия массового поражения. Например, она отказывается признать то, что в советские времена было произведено химическое оружие четвертого поколения, во много раз превосходящее по мощности то, что производилось в свое время США. Американские специалисты считают абсурдными и утверждения Москвы о том, что она не использовала в своем биологическом оружии не поддающиеся действию антибиотиков генетически измененные штаммы отравляющих материалов. Их беспокоит и отказ России предоставить образцы культуры сибирской язвы, которую "не берет" вакцина, а это прямое нарушение российско-американских договоренностей. Как можно объяснить эту тревожащую Вашингтон скрытность России? Могут ли от нее пострадать двусторонние отношения? Вопрос американскому эксперту, сотруднику фонда "Heritage" Бейкеру Спрингу:

Бейкер Спринг:

По-видимому, Россия не хочет признавать, что она нарушает подписанные ею договоры, если в самом деле в ее распоряжении находятся запрещенные компоненты биологического оружия. Пусть это даже советское наследие и Россия искренне намерена от него избавиться, все равно, политически признание нарушения Конвенции о запрете биологического оружия было бы чрезвычайно трудным шагом для российского правительства. Что касается демарша Белого Дома, то я бы рассматривал его как попытку разрешить раз и навсегда давние недоразумения: США хотят финансировать программы сотрудничества с Россией, но эти программы должны быть эффективны.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, приблизительно 520 миллионов долларов, которые расходовались на совместные проекты с Россией Министерством обороны США и Госдепартаментом, будут автоматически заблокированы.

XS
SM
MD
LG