Ссылки для упрощенного доступа

Америка готова защищать Тайвань


Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шароградский:

Американо-китайские отношения приняли неожиданный оборот после того, как президент Буш заявил, что США предпримут все необходимое для того, чтобы помочь Тайваню обороняться в случае нападения. Тем самым президент отказался от многолетней традиции двусмысленности в вопросе о Тайване, которой придерживались американские президенты в течение трех десятилетий. Что может означать эта смена тактики, которую Пекин уже осудил в сильных выражениях? Слово - нашему нью-йоркскому корреспонденту Юрию Жигалкину:

Юрий Жигалкин:

События нескольких последних недель завели американо-китайские отношения туда, где они еще, кажется, никогда не были. Все началось аварийной посадкой на китайском острове американского разведывательного самолета, столкнувшегося с китайским истребителем. Пекинские власти, вопреки международным нормам, задержали двадцать четыре американских военнослужащих, экипаж самолета, и, пытаясь навязать игру по своим правилам, стали требовать от Вашингтона, по сути, публичного покаяния за инцидент в нейтральном воздушном пространстве, в котором, судя по всему, был повинен китайский пилот. Китайцы отпустили, в конце концов, экипаж, получив лишь выражения сожалений.

Имея за плечами первый опыт кризисной ситуации, администрация Джорджа Буша через несколько дней приняла решение продать Тайваню несколько подводных лодок и эсминцев, которые Тайбэй просил много лет и неизменно получал отказ от администрации Клинтона, не желавшей раздражать Пекин, ревниво относящийся к любым попыткам Тайваня укрепить свою оборону. В среду в двух интервью президент Буш положил конец традиционной двусмысленности, которой придерживались его предшественники. Он заявил, что США предпримут все необходимое для того, чтобы помочь Тайваню в обороне, при этом военные меры, как сказал президент, не исключены. Несколько десятилетий с 1979-го года, когда Конгрессом был утвержден так называемый "Акт об отношениях с Тайванем", обязывающий США помочь острову в случае нападения извне, Белый Дом сознательно нагнетал двусмысленность, с одной стороны, не желая оскорблять чувств Пекина, незадолго до этого признанного Вашингтоном в качестве законного китайского режима, с другой, пытаясь убедить его в тщетности любых попыток присоединения Тайваня военным путем.

Но новый президент, еще не проживший ста дней в Белом Доме, но уже прошедший через кризис в отношениях с Пекином отказывается от старой тактики. Его кабинет говорит китайским властям то, что им слышать не хочется и чего они никогда не слышали от президента Клинтона. Это, по сути, та же тактика, к которой Белый Дом прибег в отношениях с Россией: небывалый в дипломатической практике разговор начистоту. Пока Пекин, судя по всему, ошеломлен таким ударом по своему эго. Удивительно то, что вопреки традиции, он не прибег ни к каким показательным акциям, кроме краткого заявления, сделанного чиновником МИДа. Американские политики, в общем, поддерживают новую тактику президента, признавая, что предыдущая администрация, возможно, излишне, потакала растущей мировой державе, строя несбыточные надежды на установление стратегического партнерства с коммунистическими властями страны.

XS
SM
MD
LG