Ссылки для упрощенного доступа

Книга о шпионе Ханссене


Ян Рунов, Нью-Йорк:

В США вышла книга о бывшем агенте ФБР Роберте Ханссене, который в течение 10 лет сотрудничал с российской разведкой. Книга вышла под длинным названием: "Шпион живет в соседнем доме: невероятная тайная жизнь Роберта Ханссена, самого вредоносного агента ФБР за всю историю США". В книге рассказывается о человеке, который был арестован год назад по обвинению в шпионаже в пользу России. Все, кто знал Ханссена лично, были просто в шоке. Никто не мог себе даже вообразить, что этот образцовый прихожанин церкви в одном из пригородов Вашингтона, любящий муж и отец шестерых детей - живет двойной жизнью. 57-летний Ханссен был приговорен к пожизненному заключению. В книге о нем Илейн Шэннон и Энн Блэкмен из журнала "Тайм" дают портрет другого Ханссена: собирателя порнографических видеофильмов, любителя публиковать на Интернете интимные истории о своей жене, покровителя стриптизерши: До выхода книги эта сторона жизни Роберта Ханссена оставалась неизвестной.

Что в личности Ханссена заинтересовало авторов книги больше всего? Об этом в интервью нам рассказывает Энн Блэкмен:

Энн Блэкмен:

Мы пытались по мере наших возможностей показать, как человек становится шпионом. Под влиянием каких событий в жизни он предает интересы и своего государства, и своей семьи, и своих друзей, и, в случае Ханссена, свою церковь.

Ян Рунов:

Так к какому же выводу вы пришли?

Энн Блэкмен:

Другие становились шпионами из идеологических соображений, или из жадности к деньгам: Но Ханссен - из любопытства. Из интереса, который испытывает любитель игры в шахматы. Он хотел обыграть ФБР. Хотя и от денег не отказывался. У него ведь было шестеро детей, посещавших частную католическую школу. Но деньги играли весьма второстепенную роль. Тем более, что российские разведорганы почти никогда не отличались щедростью. Суммы, что Ханссен получал от россиян за свои услуги, никак не объясняют его действий против своей страны.

Ян Рунов:

Но вы пишете в книге, что он очень щедро одаривал стриптизершу Присциллу. Хотя их связь вроде бы была платонической, он подарил ей ожерелье из сапфиров и бриллиантов, "Мерседес", хотя и подержаный, возил ее в Гонконг: На все это нужны были деньги:

Энн Блэкмен:

Он человек с очень высоким самомнением. Ему хотелось иметь возле себя малообразованную молодую женщину, которая бы его боготворила, поклонялась ему. Тогда он вырастал в собственных глазах. Будучи человеком довольно серым, он очень хотел быть значимым. Он играл перед ней роль отца-благодетеля, уговаривал бросить стриптиз-клуб, начать ходить в церковь. Он был настоящий "duck", что можно перевести на русский и как "чудак", и как "игрок":

Ян Рунов:

Ханссену 10 лет удавалось вести игру с ФБР, которое не знало о его втором "я". Но российские-то органы, наверное, знали о нем все, в том числе о его тайных страстях?..

Энн Блэкмен:

Трудно сказать, знали, или им это было безразлично. Все, что им нужно было от Ханссена - важная и надежная информация. И они ее получали. Я сама жила и работала в СССР, в Москве, была аккредитована как иностранная журналистка, и я не очень-то верю ФБР, которое утверждает, что КГБ не знал, что за человек Ханссен, кто он вообще такой, где работает, где живет, каково его настоящее имя. Я помню, как агенты московских спецслужб следовали за нами повсюду, знали о нас все, хотя нам нечего было скрывать. Если КГБ чего-то не знал о Ханссене, то только потому, что не хотел. Я интервьюировала сотрудников Госдепартамента, и они тоже говорили: "Конечно, КГБ легко мог узнать, кто такой Ханссен, если бы захотел, но зачем? Он так хорошо работал, его так ценили, что боялись спугнуть: он мог разозлиться, если б узнал, что о нем собирают информацию".

Ян Рунов:

Каковы были его планы незадолго до разоблачения: начал ли он постепенно отходить от своих дел с российской разведкой, или готов был продолжать все как есть?

Энн Блэкмен:

Конечно, он хотел продолжать. Его схватили, когда он опускал очередной пакет с информацией. Нет никаких признаков того, что он собирался прекратить работу на российскую разведку. Меня по-наивности удивило другое: на смену советской системе пришла демократия, СССР распался, сменился строй, американо-российские отношения стали противоположными американо-советским, а Ханссен оставался шпионом.

Ян Рунов:

Знал ли Ханссен других американцев, сотрудничавших, как и он, с российской разведкой?

Энн Блэкмен:

Он утверждал, что говорил с Эймсом, чуть ли не проверял его, но Ханссен лгал. Опять же желая казаться значительнее. Но кого-то он, возможно, и знал:

Ян Рунов:

Видите ли вы некое сходство между Ханссеном и, скажем, американским талибом Уокером или 15-летним Бишопом, пилотом-самоубийцей, последователем Бен Ладена?

Энн Блэкмен:

Ханссен отличается от всех остальных. И потому ФБР так долго не могло его поймать. Он не укладывается в стандартный для Америки образ изменника-шпиона. Он не был любителем выпить, не был тайным коммунистом как Филби, не был жадным до денег как Эймс, не пошел на это под воздействием импульса, обиды, желания отомстить. Он был благочестивым католиком, довольно скучным, даже нудным. Ходил всегда в черном. Чурался компаний. Ничем не привлекательная личность. От него никто ничего не ожидал. И поэтому его история столь интересна.

Ян Рунов:

Это была Энн Блэкмен, соавтор книги о Роберте Ханссене. 247-страничная книга вышла в январе этого года в американском издательстве "Литтл, Браун энд Компани".

XS
SM
MD
LG