Ссылки для упрощенного доступа

Итоги Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов и спортивные обозреватели РС: из Москвы - Валерий Винокуров и Дмитрий Морозов, из Нью-Йорка - Евгений Рубин.

Андрей Шароградский:

По оценкам американских журналистов, зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити, на которых, кстати, американские спортсмены получили рекордное количество медалей, оказались самыми скандальными. Но, по мнению президента МОК Жака Рогга, это были самые лучшие игры в истории. Подробнее о закрытии Олимпиады и бушевавших там скандалах - наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов:

Ян Рунов:

В последний день соревнований, накануне закрытия Олимпийских игр, российскую лыжницу Ларису Лазутину лишают золотой медали и вместе с Ольгой Даниловой не допускают к участию в церемонии закрытия. Анализ крови и мочи обеих лыжниц показал, что они приняли допинговое средство дарбипоэтин. Опять поползли слухи, что российская команда бойкотирует закрытие. Российский олимпийский комитет созвал пресс-конференцию, которая шла только по-русски, без переводчика. На возмущение журналистов Виталий Смирнов ответил: пресс-конференция только для русских журналистов. Глава Российского олимпийского комитета заявил, что россияне оспорят в арбитражном суде решение Международного олимпийского комитета о российских лыжницах, но участвовать в церемонии закрытия будут. В церемонии кроме двух российских лыжниц не участвовала и чемпионка по фигурному катанию Сара Хьюз - из-за простуды. На церемонию закрытия собрались 55 тысяч зрителей, среди них вице-президент США Чейни и бывший мэр Нью-Йорка Джулиани.

Семнадцатидневный спортивный марафон завершился для Америки рекордными 34 медалями, из которых 10 - золотые. В Играх участвовали 2,5 тысячи спортсменов. Их охраняли 10 тысяч полицейских и агентов секретных служб. Были приняты строжайшие меры безопасности и обошлось без террористических актов. Наиболее серьезное преступление совершили несколько агентов спецслужб, которых обвинили в сексуальном нападении.

По выражению американских журналистов девятнадцатые зимние Олимпийские игры - это "diversity, diversion, division" - то есть, разнообразие, развлечение, разделение. По скандалам эта Олимпиада вышла на первое место. Игры, которые открыл президент США Буш и за ходом которых следил президент России Путин, чуть не привели к охлаждению отношений между двумя странами, но, как заметили газеты, президенты этих двух государств оказались намного разумнее президентов национальных олимпийских комитетов.

Олимпиада закончилась, забудьте? Нет, олимпийское американо-российское противостояние будет продолжаться. Главные претенденты на проведение летних Олимпийских игр 2012-го года уже намечаются. Это Москва и Нью-Йорк.

Андрей Шароградский:

Хоккейный турнир, насколько об этом можно судить из России, вызвал наибольший интерес из всей олимпийской программы. Страсти кипели нешуточные. Результаты некоторых матчей стали настоящей сенсацией и иногда имели символический оттенок. Итоги хоккейного турнира Олимпийских игр подводит спортивный обозреватель Радио Свобода Евгений Рубин:

Евгений Рубин:

Родина хоккея Канада ждала этого воскресенья, и вот - дождалась. Америка надеялась, что в это воскресенье ее хоккеисты поддержат рожденную в 1960-м году традицию побеждать на Олимпиадах, проходящих в США. Но ее надежда рухнула. Финальный матч в Солт-Лейк-Сити принес успех канадцам. Когда за пять минут до его окончания все стало ясно, глава канадской сборной Уэйн Гретцки кинулся обнимать и целовать соседей по ложе, плясал и прыгал так, что взлетали вверх полы его форменного флейдера. Такой реакции великого хоккеиста не вызывали самые громкие победы клубов, в которых он играл.

Хотя счет матча крупный - 5:2, 55 минут из 60 шла равная, обоюдоострая, увлекательная и на редкость корректная игра, без драк и больших штрафов. Все на льду сознавали: любое удаление может обернуться голом, а гол - катастрофой. В середине первого периода в момент наступления на американские ворота шайба вылетела в третью зону, ее перехватил Даг Уэйт, передал Тони Амонте, и тот беспрепятственно забил гол. Канадцы вскоре ответили двумя. Сперва шайбу забросил признанный снайпер Пол Кариа, а за несколько секунд до перерыва - впервые в этом сезоне выдвинувшийся в снайперские ряды Джером Игинла.

Напряженнейшая ситуация возникла в середине второго периода. У американцев два удаления подряд. Майк Рихтер - их вратарь - непонятно как успевает отражать непрерывные удары по своим воротам, а когда видно, что и ему не поспеть, шайба, брошенная метров с трех самим Марио Лемье, попадает в штангу. 68 секунд оборонялись американцы втроем и выстояли. До окончания периода команды обменялись голами. Шайбы забили защитник США Брайан Рафальски и канадский форвард Джо Сакис.

Впереди третий период, Канада ведет 3:2, по всему ясно: кульминация впереди. И в течение 15 минут третьего периода никто не может добиться превосходства. Время уходит, и американцы вынуждены рисковать, усиливая атаку и оголяя тылы. И риск наказан: Игинла на 56-й и Сакис на 59-й минуте забрасывают еще по шайбе - 5:2. После четвертой из этих шайб и пустился в пляс всегда сдержанный Гретцки. Что же до игроков США, то на глазах у многих слезы. Легко догадаться, какой ценой дались им дружеские рукопожатия объятия и улыбки, обращенные к победившему сопернику.

Андрей Шароградский:

В студии Радио Свобода в Москве рядом со мной наш спортивный обозреватель, ведущий программы "Прессинг" Валерий Винокуров. Валерий, давайте поговорим о том, как закончились игры, о так называемом неофициальном командном зачете на этих играх.

Валерий Винокуров:

Эта тема очень интересная. Дело в том, что неофициальный командный зачет потому и неофициальный, что все его ведут по-разному. Вообще, его больше всего любят статистики и чиновники. Статистики - из интереса, чиновники - из корыстных соображений, чтобы доказать, какие они молодцы. Раньше, когда-то, перед Олимпиадой было в ЦК КПСС совещание, на котором ставились задачи, одной из задач было придумать такой неофициальный командный зачет, по которому СССР будет выглядеть хорошо. Естественно, у журналистов были другие задачи, никто не занимался придумыванием, тогда в ЦК КПСС придумывали сами и к концу Олимпиады говорили: "Считаем только по золотым медалям". Или - считаем по общему количеству медалей, или считаем по шести местам, или считаем по десяти местам, или по видам спорта, и так далее. Это время к счастью ушло, но ушло для болельщиков, для спортсменов, а вот для российских чиновников не ушло. Однако, мы - спортивная редакция и программа "Прессинг", в частности, предложили свой подход к неофициальному командному зачету по видам спорта: в каких видах спорта отметились страны медалями, потому что нам кажется, что именно это показывает развитие спорта в стране. Давайте послушаем Дмитрия Морозова:

Дмитрий Морозов:

На нынешних играх медали разыгрывались в 15 видах спорта. Представители России поднимались на пьедестал почета в четырех: фигурном катании, биатлоне, лыжных гонках и хоккее. С этой точки зрения Олимпиада едва ли показала что-то новое, ведь перед отъездом в Солт-Лейк-Сити именно на эти виды делали ставку руководители российской делегации. Конечно, медалей могло быть больше или меньше, могли они быть другого достоинства. Но давайте вдумаемся: может ли называться ведущей спортивной державой страна, рассчитывающая на успех только в 4 видах спорта из 15, а правильнее сказать - в трех с половиной, ибо в лыжных гонках на протяжении последних лет конкурентоспособной являлась лишь женская часть российской команды. В этой связи следует особо отметить достижение Михаила Иванова: его медаль возможно самая ценная, ибо показала, что впервые за многие годы в России появился лыжник, способный бороться на равных с мировыми лидерами. Однако, успех Иванова количество российских медальных видов спорта не увеличил - разве что довел с трех с половиной до четырех.

И снова зададимся вопросом: четыре вида спорта, из которых, между прочим, только в одном - фигурном катании - россияне могут считаться безусловными лидерами, четыре вида - много или мало? Вопрос риторический. Четыре вида - уровень Швеции. Шведы, безусловно, провалили Олимпиаду, не взяв ни одного золота, но все-таки свои шесть медалей завоевали в четырех видах спорта, как и россияне. А факты таковы: Франция завоевала медали в пяти видах спорта, Италия, Норвегия и Австрия в шести, Швейцария и Канада в семи, Германия в восьми. Рекорд же установила сборная США, чьи представители стали призерами в десяти видах. Конечно, любые выводы, сделанные на основании одних конкретных соревнований, пусть даже крупнейших и важнейших, кое в чем условны. Нынешняя Олимпиада проходила в США, и хозяева, конечно, были исполнены особых амбицией, подготовились основательно, и во время соревнований были необычайно воодушевлены. Можно предположить, что четыре года спустя в Турине американцы будут не столь удачливы, зато наверняка итальянцы превзойдут нынешние свои показатели. Но существо дела от этого не изменится. Все равно можно быть уверенным, что и в США, и в Италии, и в других ведущих спортивных державах виды спорта, развитые сегодня. будут развиваться и впредь. А могут выйти на новый уровень и другие.

Разумеется, никто не застрахован от временных спадов, смены поколений и тому подобного. Сегодня ясно, что кризис переживают шведы и финны в лыжных гонках, что австрийские горнолыжники, пусть и завоевали в сумме больше медалей, чем кто-либо другой, в целом допустили явные просчеты в подготовке, как и их соотечественники - прыгуны. Норвежцы утратили былые позиции в двоеборье с уходом Бедьярта Энгена Вика и отчасти в мужских лыжах - с уходом Бьорна Дэли. Это все естественные процессы, которые опять-таки в глобальном масштабе едва ли существенно меняют картину. Спортивное руководство в этих странах, конечно, будет озабочено всеми подобными проблемами и наверняка сделает все, чтобы восстановить статус-кво. А что будут делать в России? Будут ли пытаться восстановить реноме в коньках, двоеборье и прыжках, горных лыжах и санях, то есть, в тех видах, где хотя бы периодически появлялись спортсмены мирового уровня? Увы, дать положительный ответ на этот вопрос сегодня очень и очень сложно.

Андрей Шароградский:

Валерий, как бы вы ответили на вопрос, который задал в конце своего репортажа Дмитрий Морозов?

Валерий Винокуров:

Я бы ответил отрицательно на этот вопрос. Он так поставил его: что будут делать в России? Мне кажется, что в России в ходе этой Олимпиады все делалось для того, чтобы потом ничего не делать. Ведь что такое развивать спорт - для этого сперва надо определить, насколько он у тебя развит, в каком он состоянии, для того, чтобы обнаружить слабые места, и что-то в этом направлении делать. Но здесь, в ходе Олимпиады, такая истерия была по поводу вопросов, совершенно не связанных с развитием спорта - кому дать медаль, так медаль, эдак медаль, чем отличается золотая от серебряной.... Сейчас последний вывод - Мюллега тоже дисквалифицировали за допинг, и он тоже лишился золотой медали, и его тоже не допустили на церемонии. Но это как бы ушло в сторону. Даже в репортаже Яна Рунова не упоминалось, что Мюллег тоже не имел права присутствовать на церемонии, а еще к тому же Россия подает протест. Вот и возникает вопрос: что делать? Что, отстаивать людей применяющих допинг? Но ведь почему спортсмены применяют допинг? Понятно, в России, тем более. 50 тысяч долларов за золотую медаль, это значит, что ты обеспечишь своей семье безбедное существование на довольно долгий период, если не до конца своих дней, и поэтому человек готов глотнуть в этот момент все что угодно. Но его же надо тогда каким-то образом контролировать или хотя бы осуждать. А в России получается, что всех людей, пойманных на допинге, защищают. Опять же, обратите внимание: в каких видах спорта Россия подавала протесты - именно в тех четырех, в которых рассчитывала на медали, вместо того, чтобы подумать о том, как расширить количество этих видов спорта.

Зададимся вопросом, почему была такая истерия? По той причине, что российские спортивные начальники перед отъездом на Олимпиаду посетили заседание Госсовета, на котором, во-первых, обещали девять золотых медалей - ну, могло бы быть и девять, это, в конце концов, в этих четырех видах спорта могло бы быть девять медалей, но проявили при этом полное непонимание, заявляя, что этого может хватить для завоевания в неофициальном командном зачете первого места. Мы же видим, что первые места разыгрывались на уровне 12, 11, 10, кстати, можно сказать, раз уже подводим итоги не только для России, что команда Германии повторила прежний рекорд по золотым медалям и превысила его по общему количеству - было 29 медалей, самое большее, они сделали 35, на одну меньше у США, то есть, тоже превышен тот рекорд. Они же, эти руководители, проявили полное непонимание процессов, происходящих в мировом спорте. Если ты обещаешь занять первое место с девятью, ну, пусть не с шестью, а с девятью - как же ты первый? Ты на том же четвертом-пятом и был бы. А ведь это сообщается не где-нибудь, а на Госсовете, в присутствии президента страны. премьер-министра... И с первого же дня выясняется, что ничего не выходит. Что надо делать? Леопард, как говорят англичане, не может избавиться от пятен. Значит, надо каким-то образом надеть на леопардовую шкуру какую-то серую ткань.

Андрей Шароградский:

О поведении российских чиновников от спорта на этой Олимпиаде можно говорить еще очень долго. Я все-таки хотел бы вернуться к проблеме допинга. У меня иногда складывается впечатление, что если бы такой же строгости допинг-тест лет 10-15 назад, возможно, многие из олимпийских чемпионов лишились бы своих медалей. Насколько оправданно, на ваш взгляд, такое ужесточение допинг-контроля?

Валерий Винокуров:

Во-первых, можно вернуться и подальше. Самый крупный допинг-скандал был во время Олимпиады в Инсбруке еще в 1976-м году. Тогда СССР изобрел кровяной допинг, не будем вдаваться в эти подробности, естественно, ГДР, чтобы не мучаться, брать эту кровь, потом ее замораживать и так далее, изобрели вот типа эритропоэтина. Сейчас поймали Мюллега, Лазутину и Данилову на следующей стадии, лекарстве, которое в 10 раз сильнее эритропоэтина, так что проблема допинга будет существовать всегда. Вопрос в том, как с этим бороться. Вот, предположим, шведы там, Людмила Энквист, бывшая Нарожиленко. В России она судилась со своим первым мужем, который якобы подсыпал ей допинг из ревности к второму мужу. Выиграла она этот суд, уехала в Швецию, вернулась на дорожку, стала чемпионкой мира, призером Олимпиады и так далее. Перешла в бобслей. Перед этим болела раком, стала в Швеции национальной героиней, но как только в бобслее ее поймали на допинге, за несколько месяцев до начала Олимпиады, страна от нее отвернулась, общественное мнение сочло себя обманутым. "Как же так - мы на тебя молились, мы на тебя, и ты так по отношению к нам поступила", - вот это подход. Если бы также поступали в России, то, возможно, спортсмены бы подумали, что вообще ценнее - совесть, честь в глазах народа, или 50 тысяч долларов за золотую медаль и, соответственно, 30 и 20 за серебряную и бронзовую.

Андрей Шароградский:

Валерий, можно, конечно, еще долго разговаривать о проблемах Олимпиады, но я задам вам емкий и короткий вопрос: а как на ваш взгляд были организованы Игры в Солт-Лейк-Сити?

Валерий Винокуров:

По-моему, прекрасно, насколько можно судить из Москвы. И вот больше всего, кстати, мне и понравилась вот эта жесткая борьба. Жак Рогг обещал, всех предупредил, выработали правила, тесты, временной фактор. Все было учтено вот в этой борьбе медицинской, независимой, подчеркиваю, комиссии. Независимая комиссия - она даже не входит ни в МОК, никуда, и она борется с допингом. И именно это, мне кажется, и позволило провести Игры нормально. Ну, конечно, много говорили про безопасность. По-моему, во всяком случае, отсюда, издалека - все было прекрасно.

Андрей Шароградский:

Я добавлю, что я очень болел за российскую сборную по хоккею, но итогам турнира, как проходил этот турнир по хоккею, я очень доволен, это было действительно очень интересно. Настоящее соревнование, достойное Олимпийских игр...

XS
SM
MD
LG