Ссылки для упрощенного доступа

Шансы на появление в России общественного телевидения в свете предстоящего конкурса на шестой метровый канал


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Анна Качкаева, Иван Трефилов и Лиля Пальвелева, а также председатель комитета "За гражданские права" правозащитник Андрей Бабушкин.

Петр Вайль:

12 влиятельных российских предпринимателей и политиков, а также журналистский коллектив ликвидированной телекомпании "ТВ-6" стали акционерами ЗАО "Шестой телеканал", которое примет участие в конкурсе на вещание на шестом метровом канале. По словам руководителя "ТВ-6" Евгения Киселева, никто из акционеров не будет иметь контрольного пакета. Рассказывает Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева:

"Телевидение - это штука недешевая, и для того, чтобы всерьез претендовать на возобновление вещания, нужно иметь значительные финансовые средства", - с этих слов начал сегодняшнюю пресс-конференцию Евгений Киселев. Он сообщил:

Евгений Киселев:

Было много разных предложений. В конце концов, мы подписали с группой известных российских бизнесменов протокол о намерениях, в котором изложено наше видение того, какой должна быть новая телевизионная компания, в составе которой мы и подаем до 6 марта заявку на участие в конкурсе. Под этим протоколом стоят подписи таких известных предпринимателей, как Роман Абрамович, как Олег Дерипаска, как Александр Мамут, как Дмитрий Зимин, как Каха Бендукидзе, как Анатолий Чубайс. Все участники этого акционерного общества принимают в нем участие равными долями, за исключением журналистов "ТВ-6", так сказать, коллективного акционера. 10 процентов -доля журналистского коллектива, остальные акционеры, это базовый принцип, входят равными долями, у них по 7,5 процентов.

Лиля Пальвелева:

А со временем доля каждого может стать и меньше, поскольку в протоколе о намерениях написано: число участников должно вырасти до 30. Одним из акционеров "Шестого канала" стал однофамилец Евгения Киселева, бывший глава холдинга "Металлоинвест" Олег Киселев. Он подчеркивает: все учредители - это люди, успешные в бизнесе:

Олег Киселев:

Нам предстоит, конечно, борьба. Я надеюсь, борьба справедливая. В принципе, мы нацелены на успех. Мы считаем, что медиа-рынок, это, вообще-то говоря, рынок. На сегодняшний день он изломан, извращен, на нем неравные правила игры, но он в России может так же, как в любой нормальной цивилизованной стране, стать рынком. Завтра иметь прибыль от деятельности команды Киселева мы не собираемся. Но мы абсолютно убеждены, что капитализация компаний может расти по мере роста, очищения российского медийного рынка.

Лиля Пальвелева:

Мы абсолютно убеждены - говорит Олег Киселев - что когда-нибудь на европейских, американских и российских биржах будут котироваться акции не только сырьевых компаний, но и акции компаний медийных.

Петр Вайль:

Итак, известные российские бизнесмены собираются финансировать частный телевизионный проект. О том, смогут ли они получить прибыль от нового бизнеса, рассказывает наш экономический обозреватель Иван Трефилов:

Иван Трефилов:

Видные представители российского бизнес-сообщества намерены заняться совершенно непрофильным для себя делом - развитием национального телевидения. Более того, они готовы вложить, в том числе и собственные средства в поддержку этого проекта. Поэтому следует ожидать, что в случае положительных для них результатов конкурса на право занять шестой метровый канал, страна получит совершенно новый телевизионный продукт. Фактически это уже объявлено. Как собираются потенциально новые телемагнаты выполнять поставленную задачу, пока не ясно. Но, если верить их заявлениям, качество продукта, который производила в эфире команда Евгений Киселева, их вполне устраивает. В том числе и направленность информационных, а также общественно-политических программ бывшего шестого канала. Впрочем, удастся ли инвесторам сохранить подобный уровень наполнения телеэфира, сейчас предсказывать сложно. Слишком много в этом деле политики, да и сам Олег Киселев на всякий случай отмечает, что акционеры компании собираются заниматься исключительно бизнес-вопросами.

Петр Вайль:

Ситуацию вокруг конкурса на право вещания на шестом метровом канале анализирует наш телеобозреватель Анна Качкаева:

Анна Качкаева:

6 марта в 17 часов вечера Министерство печати прекратит прием заявок от претендентов на шестой метровый телеканал. Сегодня по-прежнему до конца неясно, сколько конкурсантов будет участвовать в своеобразной политической презентации концепции вещания. Четыре заявки уже находятся в Минпечати. Они поступили от Ивана Демидова и компании "Высшая Лига", от Михаила Пономарева с неназванными инвесторами, от драматурга Мережко и телевизионщика Москвина с "Лукойлом", от телекомпании "Мир". Ждут в Минпечати заявок от телекомпании "АТВ" и спортивного канала "ТВ-7". Но вся интрига, очевидно, будет разворачиваться вокруг коллектива ликвидированной телекомпании "ТВ-6". Точнее., вокруг того, с кем и в какой конфигурации этот коллектив выйдет на конкурс. Итак, есть команда Евгения Киселева, которую готов финансировать пул крупных бизнесменов. 1 марта стало известно, что есть и группа Павла Корчагина, которая не принимает консорциум в качестве инвесторов и готова выйти на конкурс вместе с инвестиционным фондом "TPG Аврора". На этом фоне на минувшей неделе министр Лесин публично заявляет о необходимости создавать действительно общественное телевидение и сокращать присутствие государства на рынке СМИ.

1 марта в телевизионных кругах появляется информация о возникновении нового телевизионного симбиоза, который, якобы, может быть создан при участии нескольких общественных организаций. Таких, как, например, Российский союз промышленников и предпринимателей, объединяющий несколько сотен бизнесменов, Торгово-промышленная палата, членами которой значатся несколько сотен организаций и, возможно, Национальная ассоциация телевещателей. В этот же день, 1 марта, группу бизнесменов, которая объявила о намерении финансировать команду Евгения Киселева, проинформировали о том, что к их консорциуму хотели бы присоединиться глава РСПП Аркадий Вольский и руководитель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. По сведениям из осведомленных источников, в тот же день, то есть, в минувшую пятницу Вольский и Примаков подписали документы нового юридического лица, зарегистрированного как некоммерческое партнерство под названием "Медиосоциум". Один бизнесмен из консорциума олигархов, ошарашенный таким неожиданным событием, выразился эмоционально: "Это не РСПП и не ТПП, а ЖПП".

В минувшие выходные, судя по всему, между всеми участниками переговорного процесса шли интенсивные консультации. В пятницу два Киселева - Олег и Евгений -публично подтвердили, что бизнесмены и коллектив "ТВ-6" выходят на курс вместе. Но тогда непонятно, с кем поедет на конкурс некоммерческое партнерство "Медиосоциум" Вольского и Примакова. Политические тяжеловесы, похоже, тоже рассчитывают на команду Киселева. Что означают два варианта развития событий? Либо на конкурс выйдут два разных средства массовой информации - "ЗАО ТВ-6" и "Медиосоциум", либо за оставшиеся двое суток эти две организации сольются в некоммерческом партнерстве, в котором все будут участвовать равными долями, бизнесменам в этом случае отводится роль только финансовых доноров, а журналистам только роль журналистов, а не акционеров.

В понедельник же один из идеологов перестройки, президент Международного фонда демократии Александр Яковлев, кстати, руководивший когда-то первым каналом до создания "ОРТ", пожелал войти в состав акционеров шестого канала. Яковлев, видимо, не случайно полагает, что такой союз способен создать прототип реального общественного телевидения, представляющего интересы гражданского общества. Это заявление только подтверждает желание создать из будущего "ТВ-6" какую-то конструкцию, похожую на общественное телевидение.

Прототип общественного телевидения в России однажды уже создавали. В 1994-м году было образовано "ЗАО ОРТ", которое первоначально вместе с государством учреждали банки, "Газпром", финансовые компании, Национальный фонд спорта, Ассоциация независимых производителей, "ВИД", "РЕН-ТВ", "АТВ". Дальнейшая судьба "ОРТ" известна. Спустя пару лет выяснилось, что канал контролирует Борис Березовский. А когда Березовского вынудили этот контроль уступить, "ОРТ", формально сохранив смешанную форму собственности, опять превратилось в телевидение государственное. Если "ОРТ-2" все-таки попробуют организовать, то этот проект может оказаться менее суррогатным, чем прежний. Именно потому, что может быть создан в форме некоммерческого партнерства, где прибыль идет только на развитие организации, а не ее учредителям. Только тогда непонятно, какой интерес бизнесменам участвовать в таком проекте? Пока ответов нет. До того момента, когда Министерство печати официально объявит, чьи же заявки будут участвовать в конкурсе на шестую частоту 27 марта, осталось чуть больше суток.

Петр Вайль:

Я обращаюсь к правозащитнику, председателю комитета "За гражданские права" Андрею Бабушкину. Андрей, мы слышали профессиональные и экономические комментарии, а вот с точки зрения такой зрительско-общественной - возможна ли вообще такая институция, как общественное телевидение, в России?

Андрей Бабушкин:

Очень сложный вопрос, потому что пока наш современный опыт показывает, что да, возможно, до тех пор, пока это общественное телевидение не вступает в конфронтацию с властью. Как только у него оказывается серьезный противник в лице власти, все позиции общественного телевидения почему-то сдаются, все структуры разрушаются, и послушный власти суд внезапно это зачаточное общественное телевидение ликвидирует. Здесь есть несколько проблем, я бы сказал, три проблемы. Первая проблема - добросовестный ли партнер власть. Вот это станет ясно после 6 марта, когда власть пройдет этот тест на отношение к свободе слова. Мы видим совершенно новую ситуацию, которая, наверное, для власти является неожиданной. Власть, наверное, ликвидируя "НТВ" и затем "ТВ-6" не планировала, что такой сейчас соберется мощный пул, круг, скажем, сил, которые объединятся вокруг Евгения Киселева, и готова ли власть играть с Киселевым по тем требованиям, которые установлены законом, это, наверное, и станет для власти "проверкой на вшивость".

Вторая проблема - то, что считает власть целью деятельности телевидения - информирование граждан, манипулирование общественным мнением, способ надавить на каких-то своих политических конкурентов, одним дать доступ к телевидению, а других отлучать?.. Мне кажется, что у телевидения есть другая, более важная задача - развитие гражданского общества. Развитие в обществе организаций, структур, не похожих друг на друга, с разными целями и задачами, часто противоположными целями и задачами, которые учатся друг с другом существовать. Это формирование самостоятельного зрителя, который сам способен отличить правду от лжи, анализировать передаваемую ему информацию и способен, скажем так, выключать ту кнопку, по которой его обманывают. Это развитие гражданского общества, с моей точки зрения, является самостоятельной целью, и, наверное, ради этого имеет смысл вкладывать капитал, потому что без гражданского общества, я думаю, не может быть ни конкурентоспособных российских компаний, не может быть сильной российской науки, не может быть интересной российской культуры, и не может быть конкурентоспособным российский спорт. То есть, гражданское общество является -есть, наверное, экономическая основа процветания, есть политическая основа процветания, а есть основа процветания духовно-социальная. Телевидение участвует в создании вот этой духовно-социальной основы, формировании умного, независимого гражданина, который. идя на те же самые выборы, понимает, за чьи и какие интересы он голосует. Мне очень хочется верить, что, по крайней мере, некоторые из тех олигархов, которые вкладывают свои деньги, думают примерно так же, как сегодня говорю и я, хотя, разумеется, это - надежда, которая, может, звучит несколько наивно на сегодняшний день.

И третья проблема, с которой мы с вами сталкиваемся - преодоление монополизма со стороны одного из учредителей. Мы видим, что когда один из акционеров-учредителей зависим от государства, то у государства сразу появляется мощный хлыст и короткий поводок, и государство сразу, как только оно сталкивается с некоторым оппозиционированием телевизионной структуры - оно приводит в действие этот поводок, намордник захлопывается, и способность говорить у телевидения исчезает. Мне кажется что эта идея, по которой никто не будет иметь контрольного пакета акций, очень разумна, потому что она в какой-то степени гарантирует учредителя нового телеканала от повторения печальной судьбы тех, кто с этим уже столкнулся. И на что мне еще хотелось бы обратить внимание: мне кажется очень опасным, когда те, у кого есть иное видение процессов, происходящих в России, нежели то видение, которое имеет власть, оказываются в уязвимом положении. Мы с вами видим, что правовых гарантий защиты этих, скажем, информационных структур на сегодняшний день не существует. Они оказались необычайно зависимы, и они зависят не от зрителя, они зависят не от "истины", которая, в общем, звучит с экранов, а они зависят от совершенно иного - политической конъюнктуры, давления власти, от послушного суда.

XS
SM
MD
LG