Ссылки для упрощенного доступа

Планы Министерства печати и ситуация на рынке средств массовой информации в России


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: побывавший на правительственном часе в Государственной Думе России с участием министра печати Михаила Лесина Карен Агамиров, беседовавшая с директором Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексеем Самохваловым и главным редактором информационного агентства "Телемир" Владимиром Батуровым Лиля Пальвелева, беседовавший с председателем Фонда защиты гласности Алексеем Симоновым Михаил Саленков и взявший интервью у сотрудницы европейского отдела организации "Репортеры без границ" Каролины Жиро корреспондент РС во Франции Семен Мирский.

Петр Вайль:

Министр печати России Михаил Лесин заявил, что государство будет сокращать свое присутствие на рынке средств массовой информации. Лесин выступил в среду на заседании Государственной Думы в рамках правительственного часа с сообщением о концепции развития государственных средств массовой информации. Слово Карену Агамирову:

Карен Агамиров:

На рынке СМИ, - сказал Лесин, - до последнего времени доминировала политическая составляющая. Средства массовой информации использовались как элемент политического шантажа. Не общество использовало их, а они и стоящие за ними лица использовали общество. Сегодня ситуация, когда некоторые средства массовой информации выражали фактически позицию того или иного олигарха, начала меняться. Тем не менее - сообщил Михаил Лесин - доля государства на медийном рынке, составляющая сегодня менее 10 процентов, будет сокращаться и далее. Но государство - настаивает Лесин - должно быть гарантом стабильности в этой важнейшей сфере. Часто говорят: России следует равняться в этом деле на развитые страны. Но в Италии отмена госмонополии на медийном рынке произошла только в 1975-м году, а во Франции - в 1982-м. В Испании не так давно был уволен руководитель телеканала - за то, что выпустил в эфир фильм "Дорога в Стране басков", за излишне лояльное отношение в нем к проблеме сепаратизма. А у нас, в России, когда мы требуем не давать в эфир интервью чеченских боевиков сразу же кричат о нарушении свободы информации - заявил Михаил Лесин. Депутат Виктор Похмелкин, который инициировал выступление министра печати в нижней палате парламента, спросил его:

Виктор Похмелкин:

Вещание каналов, которые сегодня находятся под контролем государства, все больше напоминает пресловутые советские времена, когда звучит только одна точка зрения, когда подача информации абсолютно предвзятая, когда игнорируются факты, которые имеют место в стране. Речь идет, прежде всего, о каналах ОРТ, РТР и соответствующих радиоканалах. Повторю еще раз, это не только и не столько моя точка зрения, это позиция многих телезрителей и радиослушателей. Не кажется ли вам, что государственный контроль над средствами информации не исключает плюрализма, потому что и в государстве разные точки зрения есть, и тем более они есть в обществе? Не кажется ли вам, что все-таки сегодня имеет место возврат к тем временам, когда существовала цензура, когда фактически точка зрения государства олицетворялась позицией одного единственного человека или группы людей? Спасибо.

Михаил Лесин:

Спасибо за вопрос, я абсолютно с вами согласен, что никоим образом государственная политика в отношении средств массовой информации и тех компаний, которые находятся в собственности государства, не должна исключать возможности различных точек зрения освещения всех событий, которые происходят, и информирования граждан. Абсолютно не согласен с вами по поводу существования цензуры со стороны государства, потому что в соответствии с действующим законодательством редакционную политику, в том числе и информационную, определяет главный редактор, вне зависимости от формы собственности и вне зависимости от того, какое это средство массовой информации - электронное, печатное или в Интернете. Поэтому данные вопросы, конечно же, относятся к компетенции главного редактора. Если вы говорите о том, что государство должно применить свой административный ресурс для того, чтобы повлиять на главного редактора - вот в этом и будет как бы нарушен основной принцип демократии - разделения и независимости свободы слова. То есть, вы нам предлагаете, в данной ситуации мне лично - заниматься контролем над информационным потоком и диктовать главным редакторам, что им показывать, а что не показывать - я к этому не готов, потому что это противоречит моему отношению к средствам массовой информации и моим принципам.

Карен Агамиров:

Вместе с тем Михаил Лесин согласен с депутатом-коммунистом Василием Шандыбиным, что эфир засорен насилием, мало патриотизма.

Василий Шандыбин:

Удивляюсь, неужели на некоторых наших каналах работают одни извращенцы? А вроде как наш уважаемый министр - главный бандит в России, понимаете. Поэтому идут такие фильмы - боевики и развратные фильмы.

Карен Агамиров:

Михаил Лесин пообещал принять меры по исправлению ситуации, вот только как это сделать - неясно, вмешиваться-то ведь нельзя. Владимир Жириновский возмущается:

Владимир Жириновский:

Так нельзя ставить вопрос, все, абсолютно все, депутаты не согласны с тем, что показывают наши каналы. Не согласны с тем, как стилизованы первый и второй государственный канал... Там стайками стоят журналисты в Госдуме, и ни у кого не берут интервью, кроме тех, кому дали талон. Коммунисты давали талоны на пылесосы, вы даете талоны на интервью.

Михаил Лесин:

Мне казалось, что мы находимся в Государственной Думе, где в первую очередь закон превалирует надо всем. Закон не позволяет мне вмешиваться никаким образом в редакционную политику средств массовой информации. В отношении талонов - я проверю информацию, если они действительно существуют, то мы вам пришлем их.

Карен Агамиров:

Что касается конкурса на вещание на частоте "ТВ-6", то он, как и планировалось, пройдет 27 марта:

Михаил Лесин:

Федеральная конкурсная комиссия, скорее всего, будет проходить в открытом режиме. Официально заявляю, что судьба шестой кнопки, как вы ее называете, не решена и будет решена только исключительно в рамках Федеральной конкурсной комиссии. Любые интерпретации - ложь и провокация. Судьба шестой кнопки будет решена 27 марта на конкурсе, который будет проходить максимально в публичном режиме.

Петр Вайль:

По мнению телевизионных обозревателей, с юридической точки зрения условия конкурса на частоту "ТВ-6" недостаточно проработаны, и его результаты могут быть оспорены в судебном порядке. Рассказывает Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева:

Радость победы на конкурсе для соискателя может быть омрачена - предупреждает директор Национального исследовательского центра телевидения и радио, эксперт Совета Европы Алексей Самохвалов. Он анализирует следующие строчки из текста условий конкурса:

Алексей Самохвалов:

"Начало осуществления вещания победителя конкурса после прекращения в установленном порядке действия лицензии, выданной ликвидированному ЗАО МНВК". А мы с вами знаем, что ликвидироваться оно может полгода, а то и больше. Вот когда ликвидировали компанию "Останкино", ее, по-моему, лет шесть ликвидировали, и до сих пор не уверен, что этот процесс завершился. Положение о конкурсе говорит о том, что - пункт 15 - результаты конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке... То есть, вообще говоря, юридически сам конкурс проработан очень слабо.

Лиля Пальвелева:

И сроки его - убежден Алексей Самохвалов, несмотря на все заверения Михаила Лесина перенесут, а все для того, чтобы дать время подготовиться некоей новой структуре, которая, как выразился Алексей Самохвалов, будет соответствовать новому политическому вектору:

Алексей Самохвалов:

Будет создана новая компания, которая и будет претендовать более реально на эту частоту. Она, видимо, будет создана при участии государства. Сейчас, видимо, идет процесс регистрации этой альтернативной структуры. То, что шаги в этом направлении предпринимают - это совершенно очевидно.

Лиля Пальвелева:

Главный редактор информационного агентства "Телемир" Владимир Батуров считает, что на переносе сроков проведения конкурса перемены не закончатся:

Владимир Батуров:

По моим данным, эти слухи идут из министерства, говорят, что будет изменен состав самой конкурсной комиссии, возможно, увеличится число членов комиссии, раз и возможно произойдут какие-то персональные изменения, количественные, качественные изменения в составе конкурсной комиссии.

Лиля Пальвелева:

Если все эти перемены действительно произойдут - кому и для чего это нужно? - задает риторический вопрос Владимир Батуров.

Петр Вайль:

Глава Министерства печати России Михаил Лесин, выступая в Думе, сказал, что не возражает против общественного контроля за конкурсом на шестом метровом канале. В то же время, министр не видит смысла в создании специальной комиссии. Каким же может быть контроль за конкурсом? Наш корреспондент Михаил Саленков побеседовал об этом с президентом Фонда защиты гласности Алексеем Симоновым.

Алексей Симонов:

Мы сделали уже предложение: всем членам конкурсной комиссии направлено подписанное примерно 30 общественными организациями и отдельными лицами предложение о проведении в тех регионах, где традиционно вещала программа "ТВ-6", социологического опроса, сделанного в тот момент, когда подача заявок будет окончена, и можно будет изложить краткое содержание заявок при некоей выжимке, так сказать, из бизнес-плана, которые позволили бы, естественно, не решать этот вопрос общим социологическим голосованием, но, по крайней мере, учитывать мнение тех, кто является потребителями этой информации. Есть по этому поводу сделанное господину Лесину конкретное предложение.

Михаил Саленков:

Михаил Лесин сказал также, что государство будет постепенно сокращать свое участие на информационном рынке. Некоторые депутаты, например, Виктор Похмелкин, сомневаются в искренности этих слов. Каково ваше мнение?

Алексей Симонов:

В искренности слов Лесина сомневаться всегда есть основания, поскольку он чиновник и говорит то, что требуют от него им так или иначе понимаемый долг чиновника, что он, так сказать и собственно говоря, и делает. Но я думаю, что просто чисто экономически государство просто не может выдержать того изобилия расходов, которое оно вынуждено сегодня тратить на вновь огосударствленную прессу. Другой разговор, в какой форме это разгосударствление будет двигаться. Станет ли вдруг частным предприятием недавно объединенная в единый организм вся техническая часть ГТРК - вот это было бы очень опасно. Поэтому, на самом деле, с одной стороны, безусловно, уменьшение государственного присутствия в пространстве - благо, однако, надо очень внимательно следить за теми формами, в которых оно будет происходить.

Михаил Саленков:

Алексей Кириллович, все-таки возвращаясь к вопросу о контроле - как вы смотрите на то, что Лесин говорит, что не возражает против контроля, но он против создания комиссии?

Алексей Симонов:

Это естественно, потому что комиссия уже есть. Кроме того, понимаете, насколько я понимаю, это, я уже по этому поводу говорил, и в том числе и в эфире Радио Свобода, что это загадка с очевидным финалом. На сегодняшний день все кремлевские структуры всячески лоббируют, чтобы конкурс был выигран командой под руководством господина Киселева. Насколько я понимаю, это такая кремлевская идея. Поэтому общественный контроль, который выразится в том, чтобы эту позицию укрепить, будет только власти на руку, так что она вполне охотно на это пойдет. Возражений у нее по этому поводу нет и не будет. Но дело заключается в том, что никакая общественная комиссия не сможет осуществить общественный контроль за теми средствами, которые будут стоять за этой группой Киселева. Смогут ли за короткое время они найти достаточное количество инвесторов, не иностранных и к тому же не зависимых финансово от правительства на сегодняшний день, вот этот вопрос остается открытым и думаю, что нам с вами его не решить даже при наличии любого общественного контроля, поэтому общественный контроль сегодня Лесину ничем не угрожает.

Петр Вайль:

В своем выступлении в Думе министр печати Лесин, говоря о взаимоотношениях государства со средствами массовой информации, в частности, с телевидением, сослался на европейский опыт. Во Франции государственная монополия на телевещание была отменена 20 лет назад. Всякая попытка со стороны правительства вмешаться в работу частных телеканалов была бы воспринята как недопустимое нарушение свободы средств массовой информации. С таким заявлением выступила международная организация "Репортеры без границ". С ее представителем беседовал наш корреспондент во Франции Семен Мирский:

Семен Мирский:

Во Франции действуют три национальных телеканала, второй, третий и пятый, и к ним следует добавить франко-германский телеканал "Арте", специализирующийся на культурно-исторических программах. Все же остальные телевизионные каналы частные. В их финансировании большую роль, до 49,5 процентов, играют иностранные капиталы. Совокупность же теле и радиоканалов курирует Высший совет электронных средств массовой информации, в котором представлены, как государственные, так и общественные, культурные организации. Так что состав Высшего совета - это достаточно сложная система взаимоограничивающих друг друга начал, не допускающая господство государственных институтов власти, не говоря уж о жестком контроле с их стороны или, Боже упаси, монополии. И все же, что произошло бы во Франции, если бы скажем здесь, по примеру правительства России, кто-то решил, что следует взять под государственный контроль, допустим, первый телевизионный канал? На этот вопрос ответила сотрудница европейского отдела организации "Репортеры без границ" Каролина Жиро:

Каролина Жиро:

Могу заверить вас, что мы самым пристальным образом следим за тем, что происходит в области свободы информации во Франции, поскольку мы живем в этой стране, но мы, разумеется, не ограничиваемся одной только Францией. Наша забота - это свобода слова, свобода печати во всем мире. Если сегодня мы особенно озабочены тем, что происходит с российским телевещанием, то дело не в том, что речь идет именно о России. Мы реагировали бы точно так же, если бы столкнулось с попыткой ограничить свободу информации в любой другой стране.

XS
SM
MD
LG