Ссылки для упрощенного доступа

Валентина Копылова


Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:

На Руси время святок. Издавна в эту пору проходили народные гуляния, организовывались представления, благотворительные балы. Сейчас постепенно в российскую культуру возвращается традиция широкого празднования святок, хотя проходят они, конечно, совсем по-другому. Сегодня в нашей программе будет принимать участие инициатор фестиваля "Святки" и руководитель петербургского хора "Россика" Валентина Копылова. Валентина Сергеевна, вот тот фестиваль "Святки-2002", который сейчас проходит в Петербурге - он ведь уже девятый по счету. Как родилась идея организовать такой фестиваль, и кто был инициатором?

Валентина Копылова:

В последнее десятилетие возникла духовная потребность в возрождении древних национальных традиций. Ответом на нее была наша идея проведения фестиваля "Святки". Фестиваль "Святки" проводится в Петербурге с 1989-го года по инициативе центра старинной музыки "Россика" - нашего центра - Малого зала имени Глинки Санкт-Петербургской филармонии и санкт-петербургских духовных школ, академии, семинарии и регентского отделения. С момента возникновения святок каждый из фестивалей проходил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, с 1998-го года - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Татьяна Валович:

Но вот святки - это было такое время всегда на Руси, когда было разгульное веселье, хотя иногда даже выпускались законы, которые как-то пытались ограничивать даже в царское время это веселье. Но никакими законами, конечно, русский народ нельзя было остановить... Этот фестиваль "Святки" - это только духовная музыка или еще и фольклорная? Ведь святки предполагают какие-то шуточные наигрыши... Как производится отбор на фестиваль каких-то программ, как составляется?..

Валентина Копылова:

Фестиваль у нас называется так: "Фестиваль духовной музыки и фольклора". Подзаголовок - "От Рождества Христова до Богоявления Господня". Это то знаменитое 12-дневье - 12 дней между 7 и 19 января, которое издавна называлось на Руси святками. Это время действительно гуляний, развлечений, гаданий, катаний на тройках, а впоследствии, когда возник театр - это время театрального сезона, очень бурного.

Татьяна Валович:

А каковы участники нынешнего фестиваля, есть ли зарубежные представители? Каков вообще интерес к этому фестивалю?

Валентина Копылова:

В фестивале участвуют церковные хоры и фольклорные ансамбли, как детские, так и взрослые. Среди церковных хоров есть хоры совершенно новые, так скажем, по своему назначению - это детские хоры церковно-приходских школ. Это дети, которых уже воспитывают как бы в православной традиции. Среди фольклорных ансамблей очень много детей. Мы знаем, что вот в детском творчестве вот эта фольклорная струя, святочная, скажем, струя развлечений и гадания - она не умирала, можно сказать, никогда.

Татьяна Валович:

А вот, наблюдая за детьми - вы как один из организаторов видите, доставляет ли им это удовольствие -выступления, участие в фестивале?

Валентина Копылова:

Безусловно, и вот само содержание вот этих святочных песен, обрядов, переодеваний, гаданий, баловства святочного - это так сказать занятие детей, но наши взрослые, видимо, были в старину более раскрепощенными и меньше озабоченными, и позволяли себе предаваться этому детскому святочному веселью - оно исчезло где-то в XIX веке из нашего обихода.

Татьяна Валович:

А вот бывают ли международные участники?

Валентина Копылова:

Да, бывают. Вот в последние три года мы приглашали православные хоры из православных земель - это Греция, Болгария и Сербия. Особенно нам запомнился хор из Сербии "Святой Николай". Мы его приглашали в течение трех последних лет, и его концерты, я думаю, надолго запомнились слушателям именно потому, что этот хор из города Сремски Карловцы. А в этот город, как мы знаем все из отечественной истории, после революции эмигрировала Русская Православная Церковь. И туда была привезена дореволюционная традиция нашего православного пения, и они нам возвращают сейчас многие вещи.

Татьяна Валович:

Валентина Сергеевна, вы еще являетесь руководителем Санкт-Петербургского хора "Россика". Вот почему он так интересно называется - какое-то латинское название - и какое участие именно хор принимает в фестивале?

Валентина Копылова:

Термин "Россика" обозначает как бы отдел в мировой библиотеке, отдел о русской культуре. "Россика" - это все о русском, "антиква" - это все об античности, "славистика" - все о славянских странах. Мы взяли это название потому, что оно очень объемное и никак не ограничивает нас. Все о русском - это значит и светская музыка, и духовная, и музыка древнерусская, и современная, то есть, все связанное с российской национальной культурой.

Татьяна Валович:

Есть ли что-то такое особенное, что отличает хор "Россика" от других хоров, которые существуют в России и Петербурге?

Валентина Копылова:

Мне, конечно, трудно давать оценку, но я могу назвать только тот факт, что в нашем хоре есть сотрудники, которые занимаются изучением и расшифровкой древнерусской духовной музыки и духовной музыки XVII-XVIII веков. Потому что сама я, по специальности -одновременно и дирижер хора, и историк. Я закончила аспирантуру, писала диссертацию. Поэтому мои друзья, друзья очень солидные занимаются - мы готовим антологию издания русской духовной музыки. Поэтому наш хор - не просто хор, а хор, которому как бы сопутствует исследовательская деятельность.

Татьяна Валович:

Валентина Сергеевна, а вы вообще человек настроения - или может ли погода повлиять на изменение ваших планов?

Валентина Копылова:

Нет, я человек не настроения, тем более, что у меня мой муж - человек настроения, он не просто зависит от погоды, а он предсказывает все эти неприятности. Поэтому я не могу себе позволить реагировать на погоду, но я разделяю мнение некоторых слушателей, которые зависят от погоды, потому что мы - люди своей страны, а климат у нас очень трудный для жизни. Это знают все, все, кто знают историю, и все, кто бывали в Европе. Поэтому холод и темная ночь - это все наше с вами достояние, которое всегда русские люди преодолевали, северные, и я думаю, что вот святки как раз и были придуманы когда-то, чтобы разбудить человека, и чтобы вифлеемская звезда осветила эту нашу черную ночь. И мне вот нашим фестивалем хотелось бы напомнить, что можно преодолеть все это.

Татьяна Валович:

А что вообще может помешать вам, скажем, осуществить какие-то свои планы?

Валентина Копылова:

Только трудности, связанные с окружающими меня людьми, когда я должна свои планы прерывать ради кого-то, ради своих близких.

Татьяна Валович:

Вот существование хора "Россика" - ведь вы же ведете, как вы уже рассказывали, своеобразные даже исторические поиски. Были ли, когда вы исследуете русскую культуру, традиции, какие-то интересные находки, или для исполнения хора какие-то интересные произведения, которые вы, может, открывали заново?

Валентина Копылова:

Моя работа и работа моих коллег связана с тем, что все мы открываем заново. Вам, может, будет странно слышать, но исследовано, может, процентов 5-или 10 музыки духовной, которая существует в рукописях. В это трудно поверить, но это так, поэтому все, что мы выпускаем в свет, либо очень много, все наши программы - все они звучат впервые.

Татьяна Валович:

А где вы находите эти рукописи, в архивах они хранятся, или, может, кто-то вам присылает?

Валентина Копылова:

Я вам скажу парадоксальную вещь: наши архивы полны тысяч экземпляров, рукописных экземпляров духовной музыки, начиная с XI до середины XVIII - к некоторым из которых не прикасалась рука исследователя. Сейчас уже, конечно, много уже просмотрено этих манускриптов. но до издания этих нот, исполнения их в церкви и на концертах очень далеко.

Татьяна Валович:

А в каком состоянии вы находите их? В хорошем? Все читабельно или вам приходится восстанавливать эти рукописи? И вообще, может, самое интересное, что у вас было, когда вы исследовали, какая-то находка, которая вас поразила?..

Валентина Копылова:

Можно вспомнить кое-что. Во-первых, отвечаю на первый вопрос: очень интересный факт, что в хорошем состоянии те рукописи, которые меньше исполнялись, а то, что было популярно и интересно написано - оно истерто, засалено, замусолено. Это рукописи, по которым пели сами певцы. Как известно, партитур не существовало, были только книги, которые держали в руках певчие, а из любопытных находок - например, среди церковных произведений мне встретились церковные песнопения на любовную тему - это меня очень потрясло, начала XVII века, когда эта тема совершенно была запрещена.

Татьяна Валович:

Валентина Сергеевна, для вас самой - что есть Рождество? Как вы сейчас его воспринимаете - и святки? Вы относитесь к этому просто как историк или у вас есть какие-то чувства?

Валентина Копылова:

Конечно. Во-первых, как историк - мне это помогает больше погружаться в атмосферу святок, потому что я больше знаю, во что можно погрузиться. К сожалению, это недоступно широкому кругу людей, а жаль, я думаю, что их бы это очень утешило и повеселило.

Татьяна Валович:

Да, действительно, святки предполагают народное гуляние, сейчас все как-то сидят у телевизора перед экраном в своих квартирах, а вот раньше какие были основные традиции празднования святок, кроме того, что на тройках катались, устраивали какие-то кулачные бои?..

Валентина Копылова:

Святки праздновали очень весело и очень интересно. Особенно интересно было в царствование Петра Первого. По воспоминаниям Ключевского - представьте себе, компанией по 200 человек на нескольких десятках саней на всю ночь до утра пускались по городу славить. Славить - это значит входить в дома своих друзей, во дворцы и просить подаяние, которое потом компания дружно распивала и заедала.

Татьяна Валович:

Это традиция колядования, причем считалось, что чем больше хозяин одарит колядующих, тем богаче будет дом на следующий год...

Валентина Копылова:

Правильно. А если не даст, то - "не дашь пирога, значит, корову за рога", - то есть корову уведут эти люди.

Татьяна Валович:

А вот скажите, накануне Рождества накануне Нового года один социологический опрос как раз был посвящен тому, насколько в России - в Петербурге - люди считают себя православными. Так вот, 80 процентов россиян, оказалось, считают себя православными, хотя только 4 ходят в храмы. Как вы считаете, что важнее сейчас для возрождения каких-то традиций? Ходить в храм или просто духовно как-то для себя установить какие-то устои, относиться как-то по другому ко всему этому?

Валентина Копылова:

Я считаю, что и установить для себя устои нравственные, и ходить в храм. Потому что храм - это не просто место, храм - это, так скажем, сокровищница, которая собрала все. Все, что нужно, в храме есть - человеку, который хочет эти нравственные устои для себя установить. В храме это делать гораздо лучше, интереснее, даже, скажем, и полезнее для человека, чем дома одному у телевизора. У телевизора устои эти не приобретешь. Какие бы пожелания ни были у человека сильные.

Татьяна Валович:

А как вы считаете, нельзя сказать, что сейчас церковь стала более светской? Да и вообще, вот наше государство в основном светское, все ведут такой образ жизни... Видите ли вы, как изменяется ситуация в этом направлении, даже, скажем, среди ваших друзей?

Валентина Копылова:

Я бы не сказала этого - если говорить о церкви, о ее представителях - то они как раз очень твердо, может, слишком твердо держат эту линию разграничения. Я бы хотела, чтобы они повернулись к нам лицом более открыто и приблизились бы к нам. Мне кажется, это было бы лучше.

Татьяна Валович:

В заключение короткий вопрос: во-первых, до которого дня в Петербурге будет проводиться этот фестиваль, и что самое интересное петербуржцы могут увидеть на нем?

Валентина Копылова:

Фестиваль будет проводиться до 20 января, хотя святки заканчиваются 19 вместе с праздниками Богоявления и Крещения. Но 20 января мы проводим заключительный концерт в Духовной Академии - как бы отпраздновать завершение этих святок. Я хочу пригласить кроме этого на концерт 15 января в Малый зал Филармонии. Это центральный концерт фестиваля, на котором пройдет парад всех исполнителей, и люди могут услышать самые разнообразные традиции святочного пения.

XS
SM
MD
LG