Ссылки для упрощенного доступа

Отношения с Грузией - тест для России в глазах США


Ведущий программы "Темы недели" Андрей Шарый:

Отношения с Грузией - один из ключевых критериев, по которому Соединенные Штаты оценивают намерения российского руководства и расстановку сил в Москве - считает Эндрю Вайс - известный американский политолог, бывший сотрудник Совета по национальной безопасности США в администрации Билла Клинтона. У него взял интервью корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Несмотря на небывалую американо-российскую близость, официальный Вашингтон с очевидной жесткостью отозвался на сообщение о вторжении российской авиации в грузинское воздушное пространство, осудив эту акцию как попытку подрыва стабильности в регионе. Как вы считаете, насколько всерьез воспринимаются эти события в Вашингтоне, и кто выглядит, что называется, виноватым?

Эндрю Вайс:

Я думаю, что для Белого Дома российско-грузинские отношения - своего рода лакмусовая бумажка, по которой судят о намерениях и отношении России к своим соседям. Было ощущение, что до сих пор движущим мотивом России была инстинктивная неприязнь к Шеварднадзе, в то время как грузинский лидер, как мне кажется пытается стабилизировать отношения, старается уберечься от действий, которые могут показаться провокационными Москве. Я полагаю что причиной сложных российских чувств по отношению к Шеварднадзе отчасти может быть ощущение того, что он не выполнил обещание, данное Путину: допустить российские войска на грузинскую территорию, чтобы они закрыли чечено-грузинскую границу. Но все это, естественно, не оправдывает в глазах международного сообщества российских военных акций против Грузии. Все это воспринимается исключительно серьезно в Белом Доме. Можно сказать твердо, что тот уровень отношений, к которому пытаются подвести две страны президент Буш и Путин недостижим, если Россия будет пытаться прибегать к оружию, чтобы решать подобные проблемы. Я уверен, что в Москве осознают это и, тем не менее, Белый Дом должен напоминать об этом России. Я почти уверен, что президент Буш затрагивал эту тему на переговорах с президентом Путиным.

Юрий Жигалкин:

В течение десятилетия США и Запад были исключены, озабочены проявлениями того, что многие называли попыткой российской экспансии в бывшие советские республики. Как вы считаете, остается ли актуальным это беспокойство сегодня?

Эндрю Вайс:

В последнее время Россия, по большому счету, действовала в соответствии с принятыми в международных отношениях нормами в этом регионе. Это, скорее всего, результат осознания новых реальностей и создания новой политико-экономической элиты, которая, прежде всего, принимает во внимание экономические последствия внешнеполитических шагов. Эта элита не хочет втягивать страну в акции, которые повлекут обременительные финансовые обязательства, она не поддержит вульгарный неоимпериализм. Естественно, в военном и политическом истеблишменте сохраняются сильные настроения в пользу утверждения России в ближнем зарубежье посредством силы. Но хочется надеяться, что здоровые силы, осознающие новую роль России во взаимосвязанном мире, смогут добиться проведения политики, которая будет в ее реальных интересах.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, может ли СНГ сослужить положительную роль в утверждении здоровых отношений между бывшими советскими республиками, или оно не дотянет до 20-летнего юбилея?

Эндрю Вайс:

В самой идее Содружества Независимых Государств было много фальши, поскольку пользу в ней видела только Москва, пытавшаяся доминировать на бывшем советском пространстве. До тех пор, пока другие члены СНГ не ощутят, что сотрудничество в рамках СНГ приносит им выгоду, эта организация останется мертворожденной структурой.

XS
SM
MD
LG