Ссылки для упрощенного доступа

Арест Гусинского в Испании - американский комментарий


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Есть ли вероятность того, что российским властям удастся добиться выдачи Испанией Владимира Гусинского несмотря на преобладающее в западных столицах мнение, состоящее в том, что его преследуют по политическим мотивам? Эту тему наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин обсуждает с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин:

Задержание Владимира Гусинского в Испании - событие почти невероятное. Мало кто из американских наблюдателей верил, что власти одной из западных стран решат взять его под стражу, очень уж сильны подозрения, что он стал жертвой политических преследований. Как вы считаете, дают ли обвинения против него, выдвигаемые российской прокуратурой, формальные основания для еще одного невероятного события - выдачи его России?

Маршалл Голдман:

Об этом трудно говорить с уверенностью, поскольку нам недоступны документы, которые российская прокуратура представила и представит испанскому суду, но сам факт того, что Испания серьезно отнеслась к российскому ордеру на его арест, то, что он находится под стражей, заставляет рассматривать всерьез вероятность его выдачи властям России. Если же исходить из предварительных сообщений о том, что его обвиняют в мошенничестве: в серьезном завышении стоимости активов холдинга "Медиа-Мост" во время переговоров с Газпромом, то при объективном рассмотрении, я думаю, адвокаты Гусинского могут доказать легковесность или надуманность такого повода, особенно в свете того, что соглашение между Газпромом и холдингом "Медиа-Мост" было достигнуто. Они могут взять на вооружение и огромное количество фактов сомнительного с легальной точки преследования сотрудников средств информации и НТВ в частности, политического давления на ведущих тележурналистов, осмеливающихся критиковать правительство Путина. Я надеюсь, что испанские судьи прибегнут к высочайшим критериям при оценке доказательств вины Гусинского и смогут распознать попытку использования уголовных обвинений в персональной борьбе.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, почему вдруг российские власти пошли на шаг, который вряд ли сулит им успех, даже наоборот, может обернуться серьезным конфузом, в конце концов, впервые российской прокуратуре, с ее, как считается, сомнительными методами работы, придется доказывать свою правоту перед глазами всего мира, в суде западной демократической страны?

Маршалл Голдман:

Это не единичный случай такого рода. Я бы поставил в этот ряд недавнее осуждение за шпионаж американского гражданина Эдмонда Поупа, возобновление дела капитана Никитина - таких историй немало. Все это, на мой взгляд, свидетельство того, что окружение Владимира Путина, пришедшее в структуры власти, главным образом, из КГБ, пытается навести то, что они называют порядком в стране, используя советский образец, который им только и известен. Преследование Гусинского, даже за пределами России - сколь безуспешным оно бы ни оказалось - может выглядеть в глазах российских властей победой, потому что Гусинскому будет заказана дорога на родину, основатель холдинга "Медиа-Мост" будет отнесен к разряду преступников без суда с потенциально разрушительными последствиями для независимых средств информации, кроме того, это наглядный урок и для других критиков власти. В том же, что касается выводов, которые сделают на Западе, то российские власти в таком контексте это не слишком волнует

XS
SM
MD
LG