Ссылки для упрощенного доступа

"Выматывающий замкнутый круг..."


Обзор аналитических телепрограмм российского телевидения.

Анна Качкаева, Москва:

Программа "Времена" заговорила языком иносказаний, цитат, снисходительных реплик и выразительных интонаций. Ироническая реплика Познера на репортаж о визите Путина на Кубу, его же сомнения по поводу показательного дела Поупа, шпилька в адрес внезапно заболевшего Генерального прокурора, вязь вопросов об отмывании денег и оффшорах, без упоминания о деле Гусинского, наконец, заключительная цитата из Альбера Камю с красноречивым названием его книги: "Сопротивление, бунт и смерть"... Разгадывание подтекста и контекста - увлекательное интеллектуальное занятие еще с советских времен. За новым, напористо-моложавым экранным образом Познера позиция только угадывается: то ли из-за скачкообразного темпа программы Познер чего-то недоговаривает, то ли, ведущий намеренно скользит между разрешенным и не очень дозволенным, используя намеки. В этом случае цитата из Камю, которой Познер закончил передачу, понятна. Звучала она в программе так: "Свобода прессы бывает хорошей и плохой. Но без свободы она, - пресса, - может быть только плохой. Свобода на самом деле есть шанс стать лучше. Несвобода же есть гарантия наихудшего".

О том, о чем на ОРТ не договаривают, рассказывают на НТВ: о Приморье, например - в поселке Кавалерово по-прежнему топят печки, спят в верхней одежде, подкармливают солдат, которые жгут костры, чтобы отогреть землю и добраться до замерзших труб теплотрассы. Только на НТВ не забыли сообщить о закрытии скандального дела фирмы "Мабетекс", связанного с именем бывшего управляющего делами президента Павла Бородина. Генпрокуратура не нашла в этом деле состава преступления. А главным преступником России, видимо, считается Владимир Гусинский вместе с его изданиями. Во всяком случае, если судить по действиям правоохранительных органов, то более опасных преступников в стране, видимо, нет. Наверняка государственная кремлевская сторона раздраженно отреагировала на минувшие "Итоги". И ничего тут не поделаешь. Ситуация вокруг НТВ уже давно напоминает выматывающий замкнутый круг. За каждым раздражающим эфиром "Итогов" с удивительным постоянством следуют обыски, аресты, судебные иски. Или. наоборот, за каждой акцией прокуратуры, суда или налоговой полиции следует обличительный эфир.

К сожалению. Евгений Киселев превратился в певца одной темы - о дурной и мстительной власти, которая занимается произволом. В качестве антипода такой неправедной власти в минувшем выпуске выступала американская демократия. Киселев так и сказал: "Меня волнует вопрос о том, победила или нет американская демократия в результате президентских выборов". Затем ведущий НТВ практически прорекламировал сайт американского правительства, на котором опубликован доклад комиссии сенатора Кокса. Конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы людям рассказывали о разных демократиях и предоставляли разные источники информации. Просто опыт демократической прессы, в том числе и американского телевидения, предполагает, что ведущий качественной аналитической передачи не работает миссионером. Он работает аналитиком: выясняет мнения, помогает зрителю разобраться в проблеме, и многословные комментарии не произносятся после каждого репортажа. В "Итогах" же репортажи о стране и людях стали занимать не более 10 минут в двухчасовом телемарафоне. А утомительные монологи со ссылками на Конституцию просто плохо воспринимаются на слух.

Телевидение - дело зрелищное. И в пылу борьбы Евгений Киселев утрачивает представление об этом главном телевизионном законе. Поэтому, на мой взгляд, Новости НТВ и программа Виктора Шендеровича для защиты ценностей, которые исповедует телекомпания, сейчас гораздо более полезны. Тем не менее, было бы несправедливым упрекать только Евгения Киселева за потерю былой привлекательности "Итогов". Внимательные телезрители наверняка заметили, что в эфире "Итогов" или "Гласа Народа" уже месяца 4 не было высших государственных чиновников, а телевизионное зрелище, как известно, рождается тогда, когда есть конфликт, когда в студии спорят равные противники. Такой спор спасает любую программу, даже если ее абсолютно проваливает ведущий.

Передача "Зеркало" постепенно становится полигоном для публичных дискуссий ответственных лиц страны. Ведущий здесь не важен, тем более, что Николай Сванидзе никак не может овладеть наукой ведения дискуссии. Зато статус государственного телевидения отныне гарантирует присутствие в эфире лучших политических персонажей, например, главного энергетика Чубайса и президентского советника Илларионова в минувшей программе. Мужской разговор о реформе энергетической системы страны был жестким и даже непримиримым. Илларионов, по сути, обвинил Чубайса в попытке распродать важнейшую отрасль экономики. Чубайс потребовал от Илларионова не прикасаться к его делу своими руками, напомнив, что если бы не приватизация 90-х годов, президентский советник по экономике вообще мог бы не появиться. Но у Сванидзе, как водится, на самом интересном месте, когда градус дискуссии приблизился к точке кипения, эфирное время кончилось. Чубайса и Илларионова из кадра вывели, и на фоне звучащего возбужденного переругивания Сванидзе попрощался со зрителями. Жаль, что эти два ярких персонажа не были гостями "Гласа Народа".

XS
SM
MD
LG