Ссылки для упрощенного доступа

Сможет ли Россия вступить в ВТО и стоит ли ей это делать?


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Сможет ли Россия вступить во Всемирную Торговую Организацию согласно плану, разработанному правительством? В понедельник премьер-министр Касьянов подписал документ, обязывающий все министерства разработать положения о приведении законов в соответствие с нормами Всемирной Торговой Организации. Правительство намерено представить эти новые версии законов для утверждения парламентом до конца сентября с тем, чтобы попытаться вступить в ВТО в следующем году. Однако, эти надежды могут быть преждевременными. Таково мнение американского экономиста - сотрудника Центра стратегических и международных исследований Кита Буша.

Присоединение к Всемирной Торговой Организации в интерпретации представителей Кремля выглядит если не делом чести страны, то жизненной необходимостью. Каковы, как вы считаете, шансы на то, что России удастся добиться желаемого в кратчайший срок?

Кит Буш:

Ради достижения этой цели ей необходимо осуществить очень многое. Прежде всего, ей необходимо, как это подтвердил Касьянов, привести свое законодательство в соответствие с положениями устава ВТО. Согласно некоторым оценкам, Дума должна одобрить свыше семидесяти видоизмененных и новых законодательных актов. Нет никаких сомнений, что думцы под давлением российских лоббистов, представляющих интересы монополистов, попытаются оставить в силе многие из ограничений, препятствующих попаданию на российский рынок зарубежной продукции. Но если даже новые законодательные инициативы будут одобрены, члены ВТО потребуют гарантий того, что законы будут выполняться. Серьезные проблемы для России может представлять, например, тот факт, что там массово нарушаются права на интеллектуальную собственность, закрепленные в ее собственном законодательстве. До восьмидесяти процентов продаваемых на рынках Москвы и Петербурга компактных и компьютерных дисков - пиратские версии западной продукции. Даже если Кремлю удастся добиться принятия Думой новых законов, страны члены ВТО с чрезвычайной осторожностью будут подходить к приему России в организацию, зная, что там не выполняются законы.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, многие российские производители опасаются, что вступление в ВТО может оказаться смертельным ударом для отечественной промышленности, которой придется конкурировать с качественной и сравнительно недорогой зарубежной продукцией. Что, в конце концов, Россия получит, пройдя через все эти предвступительные трудности?

Кит Буш:

Возможно, до семидесяти процентов российского экспорта сегодня составляет сырье, его экспортеры, возможно, даже кое-что потеряют в результате вступления Москвы в организацию, поскольку экспортные нормы ВТО отчасти дискриминируют экспортеров сырья. Но для российских производителей со сравнительно невысокой себестоимостью их товаров выход на мировые рынки сулит серьезные выгоды. И если Россия надеется стать технологически развитой страной, то выход на западные рынки ей необходим. Мало того, приведение законодательства в соответствие с требованиями ВТО внесет порядок в ее рыночную систему, поскольку ВТО требует от всех стран-членов введения унифицированных правил коммерческой бухгалтерии, что, помимо всего прочего, является необходимым условием для получения западных инвестиций. В том же, что касается защиты производителей, то Россия, как и Китай, сможет договориться с ВТО о переходном периоде, в течение которого торговые тарифы будут постепенно сокращаться.

XS
SM
MD
LG