Ссылки для упрощенного доступа

Григорий Явлинский комментирует ситуацию вокруг радиостанции "Эхо Москвы" и последние публикации газеты "Репубблика"


Программу ведет Дмитрий Волчек. Он беседует с лидером партии "Яблоко" Григорием Явлинским. Приводится репортаж корреспондента Радио Свобода в Риме Ирины Стоиловой.

Дмитрий Волчек:

На этой неделе вокруг радио "Эхо Москвы" продолжались бурные события. Глава компании "Газпром-Медиа" Альфред Кох неожиданно отказался от обязательств передать коллективу радиостанции 9,5 процентов акций "Эха" и предложил лидеру СПС Борису Немцову принять в дар пакет акций такого объема, без которого "Газпром-Медиа" перестал бы быть контролирующим акционером. В среду, несмотря на острую критику в свой адрес, Борис Немцов предложение принял и заявил, что сам управлять акциями не будет, а передаст их в управление людям, как он выразился, с незапятнанной репутацией. В четверг члены политсовета движений СПС и "Яблоко" Ирина Хакамада и Владимир Лукин вместе предложили Немцову передать подаренный пакет акций коллективу "Эха Москвы", чтобы не допустить национализации радиостанции. Наконец, в пятницу сам Немцов опроверг все слухи о том, что подарит акции журналистам "Эха", подчеркнув, что и не собирается этого делать. У нас на линии прямого эфира лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Григорий Алексеевич, как вы объясняете эту несогласованность заявлений членов объединенного политсовета СПС и "Яблока", и самого Бориса Немцова? И кто, на ваш взгляд, совершил ошибку?

Григорий Явлинский:

Я думаю, это связано с тем, что политсовет - в лице Владимира Петровича Лукина и Ирины Хакамады, высказал свое пожелание. Это было такое соображение общего плана - что может быть хорошо сделать и так, однако, оно, конечно, не имеет никакого обязательного значения для Бориса Немцова - он принимает собственные решения. Однако, и обсуждать эту тему совсем даже неинтересно. Ситуация совершенно ясная. Она полностью повторяет все то, что произошло на НТВ. На НТВ коллектив телекомпании активно и открыто политически боролся за свое выживание. "Эхо" предприняло другой способ действий - через переговоры, через возможные компромиссы, итог и в том, и в другом случае - один и тоже. Кроме того, разыгрываются, довольно цинично разыгрываются карты, таким образом, что в эту историю попадают и политики, в том числе Борис Немцов, его ставят в неудобное положение, политсоветы должны всем этим заниматься - все это вызывает, честно говоря, отторжение. Суть дела очень простая: вслед за телекомпанией НТВ, вслед за журналами и газетами известными, пришла очередь "Эха Москвы". "Эхо Москвы" поставят под контроль, делают все, чтобы поставить "Эхо Москвы" под контроль. Думаю, что после встречи "Восьмерки" в Генуе этот процесс закончится.

Дмитрий Волчек:

В таком случае, следовало ли, на ваш взгляд, Борису Немцову принимать предложение Газпрома вообще - не сделал ли он здесь большой ошибки?

Григорий Явлинский:

Я прошу прощения, я не могу это обсуждать, это дела Бориса Немцова.

Дмитрий Волчек:

О другой теме - но тоже не столь уж далекой от истории с "Эхом Москвы": мы вернемся к разговору через пару минут, но сначала я хочу предложить вам, Григорий Алексеевич, послушать сообщение нашего корреспондента в Риме Ирины Стоиловой - в газете "Репубблика" была опубликована третья статья цикла, посвященного "неизвестным сторонам биографии Владимира Путина":

Ирина Стоилова:

В итальянской газете "Репубблика" появилась третья статья из серии, посвященной прошлому Владимира Путина. В статье Владимир Путин обвиняется в том, что в 1991-м и 1992-м годах в качестве председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга он незаконно выдавал лицензии на экспорт сырья в обмен на поставку так необходимых тогда для города продуктов питания. Газета публикует письмо Путина от 4 декабря 1991-го года, в котором он просит у Министерства экономики России разрешения на выдачу лицензий. Рядом опубликована фотокопия контрактов и предоставленных лицензий, опять же за подписью Путина, выданных до того, как он получил разрешение от Министерства экономики.

Мэрия Санкт-Петербурга предоставила частным фирмам право продавать за границу нефтепродукты, редкие материалы, древесину и хлопок. Как пишет газета "Репубблика", Путиным и его заместителем Александром Аникиным были подписаны 13 таких незаконных лицензий на сумму, превышающую 95 миллионов долларов. При этом, как утверждает газета, почти все фирмы, которым были предоставлены лицензии, не занимались добычей сырья или импортом продовольствия, и главное - многие из них были зарегистрированы как иностранные акционерные общества в оффшорных зонах. Два из этих контрактов, подписанных Путиным, были опубликованы в "Новой Газете". Согласно статье, вся эта операция не решила продовольственный кризис в Санкт-Петербурге, а была направлена на создание секретных денежных фондов и обогащение мафиозных группировок города. Согласно контрактам - пишет газета - комиссионные фирм достигали 50 процентов, что равнялось десяткам миллионов долларов, а сырье продавалось по ценам ниже рыночных. Среди главных действующих лиц, обогатившихся за счет этого "сомнительного дела" газета "Репубблика" называет имена Владимира Смирнова, работающего ныне в президентской администрации, и "главаря "тамбовской мафии" Владимира Кумарина, поменявшего свое имя на Владимира Барсукова. Дружба с этими людьми, по мнению итальянской газеты, по крайней мере, ставит в неудобное положение президента России.

Дмитрий Волчек:

Григорий Алексеевич, следует ли, на ваш взгляд, доверять серии вот этих разоблачительных статей итальянских журналистов? Скажем так - вы сами им доверяете?

Григорий Явлинский:

Я очень хорошо знаком, по крайней мере, с российской прессой, и в российской прессе мы можем встретить просто все что угодно, как и на российском телевидении. Я очень сожалею, что появляются публикации такого рода - все, что я могу сказать вам.

Дмитрий Волчек:

Итальянская печать, и та же "Репубблика", уже много лет используется как мощное орудие в российской политической борьбе - еще со времен первой поездки Бориса Ельцина в США - сыграла она свою роль и в прошлой предвыборной кампании; на сей раз, как вы считаете, это начало какой-то новой кампании?

Григорий Явлинский:

Нет, я думаю, что это итальянская пресса готовится к встрече "Восьмерки" в Генуе.

Дмитрий Волчек:

Борис Березовский в интервью той же "Репубблике" в четверг сделал довольно красочный прогноз, не первый уже, впрочем - он сказал, что через полгода в России будет новый президент, причем это будет кто-то из губернаторов, и осенью что-то такое катастрофическое произойдет, что именно - Березовский не сказал. Не знаю, есть ли у вас подозрения, что он имел в виду, вообще все расценили его прогноз как фантастический, но ведь в свое время уверенность его в победе Путина тоже казалась многим абсурдной - как вам кажется?

Григорий Явлинский:

Я не обсуждаю прогнозы Березовского.

XS
SM
MD
LG