Ссылки для упрощенного доступа

Итоги годового собрания акционеров Газпрома


В пятницу 29 июня годовое собрание акционеров Газпрома избрало новый состав совета директоров компании. Его председателем стал Рем Вяхирев. Большинство мест в совете принадлежит теперь представителям государства. Анализирует тему экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов:

Иван Трефилов:

Итоги годового собрания акционеров Газпрома ни для кого неожиданностью не стали. Как и планировалось, в состав совета директоров вошли 11 человек, 6 из которых представляют интересы государства. Это - руководитель Минимущества Фарид Газизуллин, министр экономического развития Герман Греф, первый заместитель руководителя аппарата правительства Александра Левицкая, заместитель главы администрации президента Дмитрий Медведев, вице-премьер Виктор Христенко и министр по антимонопольной политике Илья Южанов. Остальные места в совете директоров заполнили представители других акционеров. В их числе Борис Федоров и бывший глава концерна Рем Вяхирев. Он уже заранее планировался на пост председателя Совета директоров. В итоге Вяхирев эту должность и получил. Комментируя произошедшие в Газпроме кадровые изменения и увеличение числа представителей власти в Совете директоров с 5 до 6 человек, избранный заместителем председателя совета Дмитрий Медведев заявил, что это свидетельствует об усилении роли государства в деятельности Газпрома. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Анатолий Аксаков называет эти действия правильными:

Анатолий Аксаков:

Газпром - фактически он и являлся государственной структурой, тем более сейчас, когда намечается осуществление крупномасштабной реструктуризации Газпрома - необходимо, чтобы государство все-таки контролировало эти процессы, причем это выгодно даже миноритарным акционерам, поскольку они больше доверяют опять же государству, в данном случае, чем менеджменту, который через аффилированные компании многие сделки осуществлял, поэтому, на мой взгляд, со всех сторон это выгодно, и государству, поскольку оно будет контролировать все процессы, и, естественно, оно ответственно принимать решения в интересах государства, и многим акционерам, поскольку вот эти процессы, которые просто необходимы, неизбежны в Газпроме по повышению прозрачности, по улучшению корпоративного управления по всем аффиллированным компаниям - там тоже надо разбираться, в этом смысле я все позитивно расцениваю...

Иван Трефилов:

Впрочем, далеко не все эксперты считают, что одними перестановками в руководстве ситуацию в Газпроме удастся кардинально улучшить. По мнению председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Сергея Глазьева, свое влияние на Газпроме государство не должно ограничить лишь делегированием своих представителей в совет директоров компании:

Сергей Глазьев:

Государство всегда имело большинство в Газпроме, по сути, именно безответственное отношение государственных ведомств к тому, что творится в Газпроме и породило тот беспорядок, сомнительные сделки, и привело к тому, что Газпром себя дискредитировал. Если государство возьмется всерьез за управление этой корпорацией - я думаю, будет очень полезно и хорошо. Если оно опять делегирует все полномочия менеджменту Газпрома - мы получим то же самое, но в другом виде. Поэтому государство должно систематически контролировать Газпром, а не раз в 5 лет заниматься этой темой.

Иван Трефилов:

Только лишь от кадровых изменений в менеджменте ничего не ждет и лидер СПС Борис Немцов, в недалеком прошлом имевший непосредственное отношение к топливно-энергетическому комплексу страны. По словам Немцова, есть более радикальные способы повышения эффективности компании:

Борис Немцов:

Надо сделать три вещи в Газпроме: первое - нужно создать кадровую комиссию и привлечь к работе не только на высоком уровне менеджмента, но и на среднем уровне абсолютно новых людей. не связанных с этой системой - прогнившей и устаревшей. Если этого сделано не будет, то назначение президента никакого смысла не имеет. Второе: нужно немедленно прекратить существование коррумпированного и криминального рынка акций Газпрома, и сделать это можно только с помощью либерализации этого рынка и объявления, что акции внутри России и за пределами России имеют ту же самую цену. Третье: нужно провести инвентаризацию Газпрома и постараться избавиться от непрофильных активов - я бы начал с НТВ. НТВ - непрофильный актив, так же, как "Эхо Москвы" и другие компании. Во-первых, это могло бы привлечь в Газпром дополнительные средства, столь необходимые для разведки и добычи природного газа. Во вторых, это сняло бы обвинения с Путина и с России в целом, что это - страна-изгой, страна, в которой нарушается свобода печати. Помимо этих вещей можно было бы спокойно избавиться от массы других активов и пассивов, скорее, которые есть у Газпрома. У Газпрома полстраны на самом деле - либо в прямую, либо через долги. Это неправильно. Это закрепощает экономику, это создает монопольный непрозрачный рынок и, в конце концов, вредит самому Газпрому. Просто управлять такой собственностью даже самый гениальный менеджер не может. Если эти три вещи будут сделаны - котировки акций Газпрома вырастут не в два раза, как сейчас произошло - за последний месяц, а в 4 или в 6. Вообще, цена Газпрома с помощью вот этих вот нехитрых манипуляций может быть увеличена где-то до 50-60 миллиардов долларов. Могу сказать, что если это произойдет, то капитализация российской экономики в целом тоже стремительно вырастет, в страну будут привлечены дополнительные капиталы, а капиталы, вывезенные из страны, начнут возвращаться. Так что цена вопроса по наведению порядка в Газпроме гораздо больше, чем просто формальное или неформальное собрание акционеров.

Иван Трефилов:

Однако, никаких радикальных перемен, если судить по заявлениям главных менеджеров Газпрома, компанию не ждет. В докладе о результатах работы в 2000-м году председатель правления Алексей Миллер особо отметил, что случившиеся кадровые изменения призваны обеспечить преемственность в деятельности концерна, и они никоим образом не отразятся на выбранном стратегическом курсе. Так, по словам Миллера, добыча газа будет увеличиваться постепенно. Ее прирост за 10 лет может составить 10 процентов. Нет никакой ясности относительно будущей реструктуризации Газпрома. Заместитель председателя совета директоров Дмитрий Медведев на эту тему лишь сказал, что она будет осуществляться осторожно. С либерализацией рынка акция Газпрома также пока ничего не решено. По словам Медведева сейчас специально созданная рабочая группа пытается найти сбалансированную схему, которая бы удовлетворила всех акционеров газового концерна.

XS
SM
MD
LG