Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация в КПРФ после исключения Геннадия Селезнева, Светланы Горячевой и Николая Губенко


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют работавший в Государственной Думе России корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров и политический обозреватель РС Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Государственная Дума России обсуждала в понедельник события, произошедшие в минувшую субботу, когда коммунисты исключили из рядов партии трех своих сторонников - спикера парламента Геннадия Селезнева и глав думских комитетов Светлану Горячеву и Николая Губенко. Останется ли председатель Государственной Думы после всех этих событий на своем посту? В здании на Охотном ряду работал наш корреспондент Мумин Шакиров:

Мумин Шакиров: Исключив из своих рядов спикера нижней палаты Геннадия Селезнева и глав думских комитетов Светлану Горячеву и Николая Губенко, коммунисты решили пойти дальше. В одном из последних интервью лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил о том, что провинившиеся коллеги могут потерять места и в парламентской фракции. В понедельник 27 мая в Охотном ряду законодатели уже говорили о том, сумеет ли Геннадий Селезнев сохранить за собой пост председателя Государственной Думы. Лидер группы "Российские регионы" Олег Морозов не исключил, что этот вопрос могут поднять некоторые из его коллег депутатов:

Олег Морозов: Часть тех, кто поддерживал Геннадия Николаевича, отказали ему в доверии, я имею в виду левые фракции, и сейчас статус председателя палаты не определен. Кого представляет председатель, какие силы его поддерживают и не поддерживают, и соответственно непонятно, какие новые обязательства он готов взять в случае, если он остается председателем палаты. С моей точки зрения, ситуация может быть разрешена только в результате серьезных консультаций нынешнего председателя с теми депутатскими объединениями, в руках которых находится его судьба, то есть теми, кто будет либо голосовать за его отставку, либо по каким-либо причинам не станут этого делать, если такая инициатива появится. Инициатива может появиться в ближайшее время либо со стороны Жириновского, либо со стороны бывших коллег Геннадия Николаевича Селезнева.

Мумин Шакиров: Иная точка зрения у первого заместителя председателя Госдумы Любови Слиски. По ее мнению, у сторонников Геннадия Зюганова мало шансов сместить с должности спикера нижней палаты Геннадия Селезнева:

Любовь Слиска: Они ничего абсолютно этим не добьются, из фракции исключив. В этом составе Думе осталось работать полтора года, партийная принадлежность и состояние во фракции в нашем регламенте не прописано - кто может быть избран, как решит палата, а палата может принять любое решение, так что Селезнев может безболезненно оставаться до истечения полномочий Думы на своем посту спикера, я полагаю, так и случится.

Мумин Шакиров: Заместитель лидера фракции "Яблоко" Сергей Иваненко считает, что Селезнев, Горячева и Губенко - самостоятельные игроки, и отлучение их от фракции не повлияет на их судьбу:

Сергей Иваненко: Принципиального значения это уже не имеет. Политически это уже изгои они, независимо от того, будут они во фракции или не будут, являются самостоятельными политическими фигурами с особой, отдельной от фракции и от партии коммунистов, линией.

Мумин Шакиров: Вице-спикер нижней палаты Ирина Хакамада прогнозирует дальнейший раскол в лагере коммунистов:

Ирина Хакамада: С одной стороны, это радикалы, представленные во фракции, с другой стороны, есть суперрадикалы уличные, митинговые, которые недовольны вообще всеми, и, наконец, отделяется социал-демократическое звено, которое все-таки увязывает свою деятельность не с идеологией КПРФ, а все-таки с социальными интересами России, которое понимает, что часть лозунгов и программ уже не имеют никакого отношения к сегодняшней жизни.

Мумин Шакиров: Это понимают и в самой партии. Депутат коммунист Виктор Илюхин, в прошлом одна из влиятельных фигур во фракции КПРФ, голосовал на последнем "историческом" пленуме против исключения из рядов партии своих коллег, и он предрекает закат карьеры Геннадия Зюганова:

Виктор Илюхин: Наверное, очень сложно будет Геннадию Андреевичу выдвигать свою кандидатуру на выборы президента еще раз, особенно после двух проигрышей, особенно после того, что произошло. Ведь на Губенко все-таки ориентировалась интеллигенция, интеллигенция и, я бы сказал, центристы ориентировались в значительной мере и на Селезнева. И тогда когда Селезнев стоял третьим в списках НПСР, конечно, это добавляло голосов, что сейчас останется, на кого будет ориентироваться интеллигенция - мне пока сказать трудно.

Мумин Шакиров: Партийная чистка в рядах КПРФ вызвала бурную реакцию у вице-спикера нижней палаты и лидера ЛДПР Владимира Жириновского:

Владимир Жириновский: Честный коммунист бы застрелился. При Сталине, при Хрущеве при Брежневе. Он уже должен был застрелиться, и сейчас бы я в понедельник ставил бы вопрос, где похоронить его - Митинское кладбище, не больше, никакого Ваганьковского, ничего не получил бы он, Митино, сожгли в крематории и маленькую урночку опустил бы. Поминки я с удовольствием устроил бы, за счет аппарата Госдумы накормили бы всех бедных, столько они денег наворовали... Вот нужно сейчас ставить вопрос - как похоронить Селезнева.

Мумин Шакиров: Не удержался от коротких комментариев и президент России Владимир Путин. Глава государства назвал "странным решением" исключение из КПРФ Геннадия Селезнева и его соратников по партии. В то же время, он рассчитывает на то, что спикер нижней палаты сможет больше внимания уделять государственной службе.

Андрей Шарый: В прямом эфире Радио Свобода по телефону из Петропавловска-Камчатского политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов. Михаил только что уехал в командировку в одну из далеких областей, однако, он следил за кризисом вокруг Геннадия Селезнева и его товарищей по партии все последние недели. Михаил, как бы вы прокомментировали исключение Геннадия Селезнева и двух его соратников из рядов компартии?

Михаил Соколов: Начнем с того, что Геннадий Селезнев с двумя товарищами стал первым исключенным за недисциплинированность на пленуме ЦК компартии, но это не первый видный коммунист, который пошел на открытое сотрудничество с исполнительной властью России. Были и первый спикер Госдумы Иван Рыбкин, состоявший формально в компартии, министр юстиции Валентин Ковалев был членом фракции КПРФ. Кстати говоря, это не первый исключенный в составе группы из партии вообще, недавно СПС изгнал из своих рядов четырех свердловских законодателей, которые голосовали вопреки мнению центра за третий срок губернатора Эдуарда Росселя. Я думаю, что ситуация такова, что Кремль был обеспокоен стабильным рейтингом компартии, и в какой-то степени стимулировал этот раскол, но, естественно, для этого следовало иметь фигуры, на которые можно было делать ставку. И здесь, конечно, помогло то, что сама компартия сейчас не монолитна. Если Геннадий Зюганов находится формально в центре, то вокруг него есть две достаточно мощные группировки, более такая националистическая, социалистическая группа, которая пытается интегрировать сталинизм и псевдоправославную идеологию, а с другой стороны, есть марксисты-социалисты, не чуждые интернационализму. Все эти группы в компартии сплачивает советско-бюрократический аппаратный генезис. И каждую из этих групп подпирают опять же новые силы. С одной стороны, первую группу такие, я бы сказал, молодежные вожаки, а вот аппаратных социалистов - прагматики, вполне публичные фигуры, новые левые губернаторы, которые заявляют, что надо идти на диалог с властью Путина, как со своей властью. Я думаю что вот этот мостик от губернаторов, таких фигур, как кузбасский лидер Аман Тулеев, амурский губернатор Александр Коротков - может быть переброшен и к Селезневу, и к Николаю Губенко, и к Светлане Горячевой, то есть формальные лидеры, связанные с этим, я бы сказал, правым крылом КПРФ, устают быть меньшинством и оправдывают свой переход на сторону Кремля на сторону власти изменившейся обстановкой, необходимостью врастать в нынешнюю политику, бороться за социализм и социальную справедливость постепенно, и таким образом они откалываются от крыла, в котором все-таки лидер - Геннадий Зюганов.

Андрей Шарый: Михаил, Геннадий Селезнев после исключения выглядел заметно расстроенным, однако, заявил, что в душе он остается коммунистом и продолжит свою политическую деятельность на благо народа. Вы бы решились как-то прогнозировать его поведение? Будет ли Селезнев создавать или укреплять свою партию, движение "Россия", или он пойдет на союз с какими-то уже существующими крупными пропрезиденсткими политическими организациями?

Михаил Соколов: В Думе как спикер Геннадий Селезнев давно ведет себя уже, как член "партии власти", партии президента. Его идея, как он сказал, еще больше помогать коммунистической партии после своего исключения, выглядит для власти наиболее перспективной. Вот попытки Селезнева помогать коммунистам давать им советы, пытаться вернуться - может быть, она будет провоцировать в компартии новые настроения, создаст ей образ структуры, подверженной обычным партийным дрязгам, как собственно и предложение некоторых дальневосточных парторганизаций немедленно принять в свои ряды заново Светлану Горячеву, хотя это и противоречит уставу. Кстати говоря, интересно, что Селезнев действительно может получить серьезную поддержку. Например, я разговаривал с лидерами Камчатского обкома партии, они слали специальное обращение к пленуму, выступая за то, чтобы Селезнев остался на посту спикера, несмотря на предыдущее решение, и они уже говорили, в частности, второй секретарь обкома Юрий Голенищев, градоначальник Петропавловска-Камчатского говорили, что они выступят на съезде, чтобы пересмотреть в рамках устава это решение о тройке, которое они считают неверным, чтобы вот в какой-то форме, может быть, порицания но, тем не менее, вернуть три авторитетные фигуры в ряды компартии. Кстати говоря, если мы посмотрим на результаты голосования по трем фигурам, то есть определенные шансы на попытку пересмотра такого решения, которое опять же покажет, что партия коммунистов не монолитна. Против изгнания Селезнева голосовало 25 человек, участников пленума, по Горячевой уже 35, фигура такая символическая, а против изгнания "партийного Мейерхольда" Николая Губенко -уже 39 членов ЦК. Таким образом, я думаю, сначала будет все-таки продолжаться спор о месте Селезнева и его товарищей рядом с партией или в партии, а уже потом будут собственно он сам и его, может, советники думать, как ему действовать. Ведь, потеряв связи с коммунистами окончательно, Селезнев становится зависимой от администрации фигурой, переизбрание его в одномандатном округе может быть обеспечено только с помощью административного ресурса... Ну, я не знаю, насколько перспективна идея усилить тройкой или Селезневым "народную партию" Геннадия Райкова, пока эта партия не сильно преуспела, как кстати и движение Селезнева "Россия", на левом поле, но возможно такая попытка и будет сделана.

Андрей Шарый: Михаил, я, задавая следующей вопрос, воспользуюсь партийной лексикой: по вашему мнению, КПРФ вышла из этого этапа кризиса "очищенной и обновленной", как об этом говорит Геннадий Зюганов и сам он становится более сильным лидером, который все-таки настоял на своем праве принимать решения, или удар, полученный КПРФ - только первый удар, и кризис продолжится?

Михаил Соколов: Мне кажется, что попытки разрешить этот внутрипартийный кризис будут продолжаться, я бы сказал, бюрократическими методами, все-таки и Геннадий Зюганов, и его оппоненты - выходцы из КПСС, с одной стороны. С другой стороны, они, конечно, понимают, что любой раскол действительно для компартии, для ее избирателей подействует для тех, кто голосует за коммунистов, в общем- то, катастрофически, все-таки 17 процентов твердый электорат коммунистов, остальные - их союзники и попутчики. Мне кажется, что марксисты социалисты, их явно, конечно, аппаратным лидером является второй человек в партии Валентин Купцов, будут стараться как-то втянуть в свои ряды если не Селезнева, то добиться хотя бы восстановления Горячевой и Губенко, найти какой-то вариант их вернуть, потому что все-таки для них очень важно сохранить позиции в партии. Конечно, ни о каком очищении, ни о каком преодолении кризиса говорить не приходится. То есть, партию, безусловно, коммунистическую здорово встряхнули, но с другой стороны у нее есть до выборов достаточно времени, чтобы прийти в себя и поискать новый консенсус между этими группировками - губернаторской, социалистической, националистической, потому что на самом деле они друг без друга не могут.

XS
SM
MD
LG