Ссылки для упрощенного доступа

Дело Эдуарда Лимонова - суд оставил писателя под стражей


Тему ведет корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова. Говорят адвокат Эдуарда Лимонова Сергей Беляк, писатель Дмитрий Быков, секретарь Союза писателей России Людмила Абаева, один из руководителей русского ПЕН-Центра Андрей Битов.

Ведущий итогового информационного часа Дмитрий Волчек:

Лефортовский межмуниципальный суд Москвы отклонил жалобу адвокатов лидера Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова на незаконность ареста и содержания писателя под стражей. На заседании суда побывала наш корреспондент Елена Фанайлова:

Елена Фанайлова:

Эдуард Лимонов третий месяц находится в Лефортовской тюрьме. Его обвиняют в пособничестве при приобретении оружия несколькими молодыми людьми из его партии. Сам Лимонов на момент их задержания географически был удален от места преступления - он находился в Сибири на заимке с 6 молодыми соратниками по партии - начинающими литераторами. Адвокаты Лимонова заявляли суду ходатайство об изменении меры пресечения на подписку о невыезде под поручительство нескольких известных литераторов и авторитетных правозащитных организаций, в том числе - Русского ПЕН-Центра. Суд отклонил жалобу адвокатов, объяснив это тяжестью предполагаемого преступления. Говорит адвокат Лимонова Сергей Беляк:

Сергей Беляк:

Суд проигнорировал процессуальные нарушения, допущенные следствием при задержании Лимонова. Судья, наверное, исходит из того, что мы вправе обжаловать в городской суд и представить какие-то дополнительные ходатайства, и судья не берет на себя ответственность за принятие такого решения в отношении Лимонова, дело против которого ведет Следственное управление ФСБ России. Все-таки большая величина - Следственное управление ФСБ России.

Елена Фанайлова:

Адвокат Сергей Беляк считает, что дело Лимонова политическое:

Сергей Беляк:

О том, что это дело политическое, свидетельствует даже то, что этим делом - его расследованием по 222-й статье УК "незаконное ношение хранение приобретение оружия" - занимается ФСБ, причем даже не московское ФСБ, а ФСБ России, Следственное управление ФСБ России... Подобные дела милиция ведет, и вдруг шесть ребят, шесть мальчишек, и Лимонов, писатель Лимонов оказались в круговороте событий, и этим делом занимается группа следователей Главного следственного управления ФСБ России.

Елена Фанайлова:

В ходе судебного заседания говорилось и о некоторых подробностях задержания Лимонова и его молодых подопечных:

Сергей Беляк:

Он содержался все первые 36 часов под стражей, в наручниках. Ночевал в изоляторе временного содержания, и к нему, и к другим его соратникам применялись насилие и угрозы. Сейчас именно Лимонов пояснил уже сам вслух, гласно и публично, что этим ребятам приставляли к вискам пистолеты, угрожали подбросить патроны, чтобы они дали, наконец, показания на Эдуарда Лимонова о том, что он был в курсе покупки оружия, и что он якобы готовил вооруженное восстание.

Елена Фанайлова:

В пятницу молодые национал-большевики выстроились в судебном коридоре в две шеренги и приветствовали своего вождя рукоплесканиями. У каждого на груди надпись: "Почему я до сих пор не арестован?" Несколько девушек. Вот вариант ответа одной из них на этот вполне риторический вопрос:

Национал-большевичка:

Странно, у меня даже обыск проводили, но вот почему-то не арестовали. Но вообще у нас в штабе проводился обыск, непосредственно в штаб-квартире Национал-большевистской партии, у меня дома и еще у некоторых членов Национал-большевистской партии, у активистов...

Елена Фанайлова:

Политическим дело Лимонова считает не только его адвокат, но и литератор Дмитрий Быков - один из довольно пестрого в политическом отношении списка писателей, подписавших ходатайство суду об изменении Лимонову меры пресечения на подписку о невыезде.

Дмитрий Быков:

На примере Лимонова пытаются любых радикалов, любых маргиналов припугнуть. Почему избран для этого Лимонов - понятно. Лимонов - человек, успевший поссориться со значительной частью либеральной интеллигенции. Наша либеральная интеллигенция очень плохо умеет читать, но хорошо умеет слушать. То, что он говорит, ей не нравится, а то, что пишет, они не читают, якобы из презрения, хотя он пишет лучше 90 процентов ее кумиров нынешних. Вот поэтому писатель класса Лимонова не может рассчитывать на массовую общественную поддержку, и он с замечательным мужеством в своем интервью из тюрьмы сказал: "Я не рассчитываю ни на кого". Я думаю, он ошибается, ему есть на кого рассчитывать, но выбран он исключительно, чтобы под молчаливое злорадное одобрение его политических оппонентов припугнуть всех, кто придерживается крайних политических позиций. Хотя я должен сказать, что люди, придерживающиеся позиций крайних в быту, в практике как раз оказываются самыми тихими и самыми остроумными. А вот люди, придерживающихся позиций, нейтральных, прогосударственных, правильных и моральных - они маршируют к Васильевскому спуску в майечках с Путиным, и могут быть потенциально опасны, как толпа, сметающая на своем пути любого оппонента.

Елена Фанайлова:

Дмитрий Быков придерживается мнения, что писатель, по определению - политик:

Дмитрий Быков:

Если писатель взял бомбу и пошел куда-нибудь, и ее взорвал - он должен отвечать наравне со всеми. Но если писатель в книгах своих высказал какие-то идеи, которые были подхвачены, он, к сожалению, не может нести за это моральную ответственность, или к счастью... Ницше не может нести ответственности, я думаю... Собственно говоря, если мы выродимся в общество политкорректных литераторов, которые пропагандируют только идеи, которые будучи подхваченными никого не убьют, то наша литература станет абсолютно горизонтальной, абсолютно скучной. Любая идея, к сожалению, может быть подхвачена и, будучи реализована, может стать убийцей. Достоевский это показал довольно убедительно, и, в конце концов, если кто, прочитав "Преступление и наказание", пойдет убивать старушек, то это тоже будет естественной реакцией, потому что теория Раскольникова крайне убедительна. Но, тем не менее, мы не можем возлагать на Достоевского эту ответственность. Писатель - он до тех пор неприкосновенен, пока он не преступил Уголовного Кодекса. А в том, что Лимонов его не преступил, я абсолютно убежден. Он не дурак, чтобы покупать оружие. Он кто угодно, но он не дурак.

Елена Фанайлова:

Союз писателей России, который представляет либеральные писательские круги, тоже ходатайствовал об освобождении писателя Лимонова из-под стражи. Комментирует секретарь Союза писателей России Людмила Абаева:

Людмила Абаева:

Мы осознаем, что это - талантливый человек, талантливый писатель, который не случаен в литературе и, вероятно, еще в дальнейшем мы дождемся от него каких-нибудь значительных произведений. Другая его ипостась - это политическая деятельность, в которой, насколько нам известно, он все-таки свои взгляды и идеи отстаивает законными способами. Поэтому предположить, что он способен на какие-то безответственные по отношению, прежде всего, к другим людям поступки мы не можем.

Елена Фанайлова:

Известный писатель Андрей Битов - один из руководителей русского ПЕН-Центра - объяснил, почему эта международная писательская организация взялась ходатайствовать перед судом за лидера Национал-большевистской партии:

Андрей Битов:

Какие бы он ни преследовал политические цели, как бы ни выражалась программа его партии, он был и остается автором замечательного романа и автором других замечательных книг. Так что в любом случае оставлять его судьбу вне поля зрения было бы неправильно. К тому же, к сожалению, наш опыт работы с нашими правоохранительными органами показывает, что, как правило, все меры предпринимаются до доказанности. Наша власть, прежде всего, пользуется своей безнаказанностью. Сначала поступает, а потом обосновывает. По-видимому, там есть и необоснованные преждевременные задержания. Опыт показывает, что чтобы доказать, что наркоман - наркоман, ему приносят наркотик, для того, чтобы доказать, что человек занимается оружием - ему приносят оружие, чтобы доказать, что человек шпион, ему приносят ... То есть, сначала следует решение "взять", а потом начинают доказывать. Понимаете, демонстрируются все время методы работы, которые, казалось, остались в прошлом. Именно методы не устраивают меня - не как в данном случае правозащитника, а как личность - вот этот почерк эфэсбешный... Все то же самое, беда страны, в которой законы не действуют, а применяются, и вместо правоохранительности получается, что это - чистое орудие власти.

Елена Фанайлова:

Адвокаты Эдуарда Лимонова намерены оспаривать решение Лефортовского межмуниципального суда, оставившего Лимонова под стражей, в Московском городском суде.

XS
SM
MD
LG